ГК «Деловые Линии»

Официальный пресс-центр

Перевозка негабаритного груза автотранспортом


  • Прогресс технологий
  • Мнение
  • 13 мая 2019

Когда речь идет о перевозке особо крупных или тяжелых грузов, именно автотранспорт в силу целого ряда причин - развития сети автодорог и дорожной инфраструктуры, высокой скорости, возможности выполнить погрузо-разгрузочные работы практически в любом месте - представляется оптимальным способом выполнить такую работу. Однако и для мощных современных грузовиков и автопоездов существуют свои нюансы, позволяющие выполнить подобную перевозку - или не позволяющие. Какие же именно? Давайте попробуем разобраться.

Фото: pixabay.com

 

Фактически любой груз, размеры которого выступают за пределы транспортного средства, которое его везет, является негабаритным. Чаще всего это энергетическое оборудование, строительные и дорожно-строительные машины, горно-шахтная, буровая и карьерная техника, суда, а также ряд других машин и механизмов, транспортировку которых — целиком или по частям — может осуществить грузовик, автопоезд, а то и целая колонна техники (например, если требуется транспортировка огромного самосвала БЕЛАЗ весом в несколько сотен тонн).

Груз может оказаться в категории негабаритных по одному или нескольким параметрам. Например, длинномерным — то есть превышающим допустимый местным законодательством габарит длины. В Российской Федерации Правилами дорожного движения установлена допустимая длина для одиночного транспортного средства — 12 метров, для прицепной техники — 12 метров, для автопоезда — 20 метров. Однако это не значит, что груз, превышающий эту длину и выходящий за габариты транспортного средства спереди или сзади, не может быть перевезен по дороге общего пользования. Перевезти такой негабаритный груз можно, но для этого потребуются специальные согласовательно-разрешительные мероприятия, соблюдение режима скорости, особый знак, указывающий на крупногабаритный груз, а часто и сопровождение в виде ведомственных автомобилей с мигалками. Во многом это касается и габарита ширины: этот параметр в нашей стране должен укладываться в 2,55 метра (2,6 — для рефрижераторов и изотермических фургонов), а все, что сверх того, считается уже крупногабаритным грузом. Высота транспортного средства от уровня дорожного покрытия не должна превышать отметки в 4 метра. Есть и ряд правил, касающихся скорости движения транспортных средств. При движении по крупным трассам она не должна превышать 60 километров в час, а при движении по мостам — 15 километров в час.

Но это, заметим, лишь требования, связанные с безопасностью всех участников дорожного движения. А есть и те, которые сделают перевозку выгодной и позволят компании-перевозчику заработать. Ведь перевозка негабаритных грузов автотранспортом — дело пусть и хлопотное, но выгодное: расценки на нее превышают тарифы на стандартные грузоперевозки. Ведь грузовик или автопоезд способны доставить крупногабаритный груз даже в отдаленные точки, куда не проложены железнодорожные пути и не доберешься по воде. А таких мест на карте России более чем достаточно. Да и разгрузить автомобиль, как мы уже отметили в самом начале, много проще: ни зона погрузки аэропорта, ни железнодорожная станция ему не требуются.

Однако мы упомянули о прибыли. Чтобы она стала такой, как перевозчик ожидает, целый штат логистов тщательно изучает маршрут, все ограничения на нем и связанные с поездкой расходы. Ведь потребуется и разрешение на негабаритные перевозки, и оплата госпошлины, и согласование маршрута и связанного с его прохождением пакета документов.

Само собой, тщательная проработка маршрута связана не только с планируемой прибылью. Ведь по пути следования располагаются линии электропередач, тоннели, мосты и другие потенциальные препятствия — да и качество дорожных покрытий в России разнится очень сильно. Поэтому маршрут перевозки негабаритного груза согласовывается самым подробным образом с органами Росавтодора, ГИБДД и рядом других инстанций.

Учитываются и другие важные моменты — например, обзор впереди и сзади транспортного средства должен быть лишен помех. Негабаритный груз не должен сильно снижать маневренности грузовика или автопоезда, а также длины тормозного пути. А еще — не создавать серьезного загрязнения для окружающей среды. По этой причине токсичные грузы перевозят в специальной упаковке. Подчеркнем, что все вышеперечисленные требования к перевозке негабарита соблюдаются очень тщательно — ведь их нарушение может не только повлечь за собой крупные штрафы, но и в принципе сделать завершение поездки невозможным.

Стоимость доставки негабаритных грузов в зависимости от региона может серьезно различаться. Это связано с различным качеством дорог, ценой на топливо, средней заработной платой водителей, качеством автотехники перевозчика (чем она дороже и новее, тем цена будет выше) и, конечно же, со сложностью и срочностью самого заказа. Многие негабаритные грузы требуют сложного крепления на транспортном средстве, что также влияет на цену. Однако хоть перевозка негабарита удовольствие ее недешевое, но в некотором смысле — безальтернативное: ведь очень большое число грузов такого рода обладают уникальностью и высокой стоимостью. Поэтому в подобных случаях надежный перевозчик с хорошей профессиональной репутацией всегда предпочтительнее недорогого.

 

Справка

Пока существует потребность в перевозке крупногабаритных грузов по автодорогам, производители транспортных средств год за годом продолжают создавать все новые, подходящие для этой цели образцы техники. Иногда это мелкосерийное производство — хотя такой автотранспорт может изготавливаться и штучно, в соответствии с потребностями конкретного заказчика и стоящими перед ним задачами.

Здесь мы рассмотрим в качестве примера лишь одно из автотранспортных средств — полуприцеп производства компании Meusburger Новтрак из Великого Новгорода. Это производственное предприятие создает немало машин для транспортировки нестандартных грузов. Одна из таких — четырехосный низкорамный полуприцеп с передним заездом ТР-473. Именно его вы можете видеть на двух иллюстрациях, помещенных ниже.

Полная масса полуприцепа с грузом может достигать 80 000 килограммов. При этом сам прицеп имеет вес 19 тонн, а груз, перевозимый с его помощью, — 61 тонна. Отметим, что при транспортировке со скоростью не выше 30 километров в час допустимый вес перевозимого груза в соответствии с замыслом разработчиков может достигать и 70 тонн! При этом нагрузка, приходящаяся на седельно-сцепное устройство, составляет 32 000 килограммов.

Погрузочная высота ТР-473 — 600-650 миллиметров. Дорожный просвет полуприцепа — порядка 250 миллиметров. Площадка над осевым агрегатом располагается на высоте около 930 миллиметров. Подвеска у модели гидравлическая, оси — BPW, с нагрузкой на ось 12 тонн. Все четыре оси полуприцепа имеют гидравлическое управление через седельно-сцепное устройство и ось поворотной платформы.

«Гусиная шея» ТР-473 имеет центральную систему зацепления, она откатывающаяся с помощью особого гидравлического устройства и регулируемая по высоте. Торможение осуществляется с помощью установленных на полуприцеп барабанных тормозных механизмов.

Аппарели ТР-473 — стальные, интегрированные в раму трапы. В переднюю стенку полуприцепа интегрирован инструментальный ящик во всю ширину площадки.

Кроме габаритов груз может также не соответствовать установленным нормативам по массе. Ведь за перегруз, тем более повторный, КоАП предусматривает серьезные штрафы: только в первом случае дело может обойтись предупреждением. Говоря о массе груженого транспортного средства, уточним, что здесь действуют два норматива: по допустимой массе и по нагрузке на ось грузовика (автопоезда). Допустимая масса — это, говоря проще, масса, разрешенная производителем к использованию, которая складывается из веса самого автомобиля и веса перевозимого им груза. Если грузовик весом 8 тонн имеет допустимую массу 24 тонны, перевозить им можно 16-тонный груз.

Разумеется, у двух-трехосного грузовика и 5-6-осного автопоезда допустимые массы будут разными. Установленные для разных автомобилей нормативы прописаны в приложении 1 к Постановлению Правительства №272. Так, допустимая масса двухосного грузовика составляет 18 тонн. Трехосного — 25 тонн, 4-осного — 32 тонны, 5-осного — 35 тонн (у автопоездов, прицепных и седельных, с аналогичным числом осей несколько больше: 28, 36 и 40 тонн соответственно). У автопоездов с 6 или большим числом осей допустимая масса может достигать 44 тонны. При большем же весе груженого транспортного средства потребуется оформление специального разрешения на перевозку. Если же масса грузовика вместе с грузом превышает 80 тонн, потребуется согласованный маршрут движения по мостам и другим сложным участкам трассы.

Вторая важная характеристика — нагрузка на ось — описывает, как несложно догадаться, нагрузку, которую сообщает дороге одна отдельно взятая ось автомобиля. Нагрузка на заднюю ось у любых видов коммерческого транспорта всегда сильнее — ведь именно сзади обычно располагается грузовой отсек (а впереди кабина и двигатель, нагрузка от которых существенно меньше. Для контроля за этим важным параметром обычно используют термин «максимальная осевая нагрузка), подразумевая давление от самой нагруженной оси. Для введения ограничения для проезда машин с той или иной осевой нагрузкой (например, 5 тонн на ось) на отдельных участках трассы устанавливают соответствующие дорожные знаки, ограничивающие транспортировку грузов по массе.

Разумеется, существует и масса других важных моментов, связанных с перевозкой крупногабаритных грузов — вроде срабатывания стояночного тормоза на уклоне 16% и наличия противооткатных опор, — которых мы в этой небольшой статье касаться не будем.

Последнее, чего, пожалуй, стоит коснуться в разговоре о перевозке негабаритных грузов, — это вопрос сопровождения таких операций. Кроме экспедитора, который находится в кабине и по ходу следования согласовывает все вопросы с заранее намеченным маршрутом, на определенных этапах пути автотранспорт, выполняющий перевозку, сопровождают автомобили ГИБДД, сотрудники которой оповещают участников дорожного движения, снижая риски возникновения дорожно-транспортных происшествий. Иногда для сопровождения грузовиков и автопоездов, перевозящих негабарит, используются услуги вооруженной охраны — но эта практика чаще распространяется на операции по транспортировке опасных или особо ценных грузов, чем тех, которые отличаются от стандартных своим весом или размерами.

 

gravatar@2x

Александр Лашкевич

директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК Деловые Линии

«В январе 2019 года Конституционный Суд признал неконституционными нормы Кодекса об административных правонарушениях РФ, которые позволяют накладывать на владельцев большегрузов за их движение с превышением допустимых габаритов штраф в размере, равном максимальному пределу для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — 500 тысяч рублей, если подобное нарушение зафиксировано на фото или видео (то есть размер штрафа напрямую зависит от способа фиксации нарушения). Оспоренные нормы не соответствуют Конституции Российской Федерации еще и потому, что допускают штрафы в размере 500 тысяч рублей и для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Данное постановление Конституционного Суда вызовет корректировку норм КоАП. Однако только устранения неравного подхода в случае фиксации нарушения автоматикой — недостаточно. По нашему мнению, штрафные санкции за перегруз должны быть дифференцированными — допустим, в процентном соотношении от перегруза по оси. За незначительный перегруз штрафы должны быть ощутимыми, но не разорительными. А за умышленный и существенный перегруз — заградительными. Автоматический весогабаритный контроль сегодня вызывает много споров в профессиональном сообществе. Безусловно здоровая инициатива на практике оборачивается массовыми случаями недостоверных показаний. Сегодня ответственность перевозчика наступает при превышении загрузки на 2%. В то время как признанная чиновниками погрешность автоматических весов составляет до 10%, а на практике достигает 40% и выше!»