ГК «Деловые Линии»

Официальный пресс-центр

Алкозамки. Нужны ли в России такие средства контроля?


Журналисты издания Автоброкер Клуб разбирались в очередном нововведении, которое может стать обязательным для некоторых категорий ТС. Не хотели же мы все ГЛОНАСС, а вот он, уже работает.

Фото: car.ru

 

Обсуждение темы внедрения средств контроля за состоянием водителей нет, нет, да и появляется на страницах новостных и отраслевых СМИ. Функционал, который не позволит сесть за руль водителю в состоянии опьянения, в общей терминологии «алкозамок» — одно из самых понятных средств контроля. Но насколько это нужно и реально?

Что касается частника, то все очевидно, он его устанавливать не будет. Если только не купит автомобиль, оснащенный девайсом с завода. Остаются перевозчики. Но для них такая система, это удорожание и повышение цен на услуги.

Редакция обратилась за комментариями к двум игрокам этого рынка, находящимся по «разную сторону баррикад». Крупный перевозчик «Деловые Линии» и производитель алкозамков Drager. Тем и интереснее.

Первыми по данному вопросу высказались представители компании Drager, активно продвигающей внедрение алкозамков в России.

Насколько важно оснащать алкозамками коммерческий транспорт и транспорт крупных перевозчиков? Ведь большинство подобных ДТП происходит с участием легкового и частного транспорта. А водители по найму зачастую проходят (должны проходить) медосмотр перед выходом в рейс.

Алкозамки являются важным инструментом обеспечения безопасности на дороге. Несмотря на преобладающее количество ДТП в состоянии алкогольного опьянения с участием легкового и частного транспорта, происшествия, связанные с большегрузами, зачастую имеют гораздо более трагичные последствия. Не говоря уже у том, что многие из них задействованы в перевозке опасных грузов, несущих потенциальный вред для здоровья человека, инфраструктуры и окружающей среды.

Так, в 2019 году в России, по данным ГИБДД, с участием водителей, находившихся в момент аварии в состоянии опьянения произошло 423 ДТП с грузовиками, 61 с общественным транспортом, 125 с тракторами и другими самоходными механизмами. Эти факты указывают на необходимость более строго контроля организации подробных перевозок. Что касается предрейсового медосмотра водителей, то он, безусловно, необходим.

В то же время алкозамки позволяют контролировать состояние водителя непосредственно в процессе управления транспортным средством. Они являются гарантией того, что в течение смены водители не будут употреблять алкоголь во время остановок или даже в пути, и помогут работодателю избежать прямых или косвенных убытков.

На одной из пресс-конференций специалисты Drager ссылаются на опыт внедрения алкозамков в Европе, где «пьяных» ДТП на 15% больше. Может у России, все таки, свой путь к трезвому вождению?-Проблема нетрезвого вождения сохраняет свою актуальность в мире, в том числе и в России. По данным ГИБДД, в 2019 году 19 133 человек пострадали в результате ДТП с участием пьяных водителей, а 3 894 — погибло. Если говорить о том, что можно предложить, чтобы снизить эти цифры в России, то компания Drager выступает с готовым решением, эффективность которого подтверждена опытом в других странах. Более 65 лет из 131 года работы нашей компании на рынке посвящено разработкам решений для контроля трезвости, а 25 лет — разработке и производству алкозамков.

По данным Европейского совета по безопасности дорожного движения (ETCS), масштабное количественное исследование показало, что применение приборов для предотвращения пьяного вождения на 40-65% эффективнее традиционных мер, таких как лишение прав или штрафы.

К сожалению самые важные вопросы, которые редакция журнала Автоброкер Клуб задала представителям Drager, остались без ответа. А именно: на сколько вырастет стоимость автомобиля при оснащении его алкозамком с конвейера и есть ли предварительные договоренности с предприятиями автопрома о внедрении данного функционала. Но мы продолжаем следить за ситуацией, обещая публиковать новые данные по мере их поступления.

О нужности алкозамков с точки зрения перевозчика нам рассказал Александр Лашкевич, директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии».

Насколько «алкозамки» востребованы в сегменте грузовых перевозок? Или достаточно контроля при выходе в рейс?

— Оснащение алкозамками грузового автотранспорта сейчас можно назвать избыточным требованием. В крупных транспортных компаниях всегда присутствует медицинский контроль, который не допускает выхода в рейс водителя в нетрезвом состоянии. Тем более, что необходимость проведения такого осмотра установлена законодательством.

В то же время было бы правильным решить вопрос о легитимизации удаленного телеметрического медицинского осмотра водителей, закрепить это в нормативно-правовых документах. Такой вариант контроля позволяет тестировать и на наличие алкоголя в крови, а также дает возможность проверки и других параметров.

Повлияет ли на стоимость эксплуатации автомобиля перевозчика (установка, тарирование, обслуживание, защита от взлома.) установка алкозамка?

— Да, это дополнительные затраты перевозчиков на приобретение и обслуживание такого оборудования. Стоимость автомобиля возрастет, что может негативно сказаться на планах транспортных компаний по реновации автопарков.

Есть ли у ДЛ опыт в тестовых установках?

Алкозамки в «Деловых Линиях» не тестировали. Из аналогичного оборудования мы тестировали системы, контролирующие физическое состояние водителя в ходе выполнения рейса. Целью эксперименты было выработать дополнительные меры по исключению инцидентов на дороге из-за человеческого фактора.

На ваш взгляд, повлияет ли установка алкозамков на статистику ДТП? И на что вообще повлияет?

-В общей статистике аварийности по стране, ДТП по вине пьяного водителя не входят в первую тройку. Мы считаем, что более эффективным в борьбе за снижение аварийности будет ужесточение мер за вождение в пьяном виде. В целом, это оборудование повлияет на увеличение финансовой нагрузки для добросовестных перевозчиков, которые соблюдают правила перевозок и приобретают всю необходимую технику (например, бортовые устройства, тахографы).

Редакция журнала Автоброкер Клуб приводит несколько фактов об алкозамках, что поможет читателю разобраться в данном вопросе, сформировав собственное мнение:

Алкозамок можно установить на любое ТС, имеющее систему зажигания.
Алкозамок — средство контроля трезвости водителя. Водитель пьян — авто не заведется.
В алкозамках применяются тестеры, схожие по функционалу с «трубками» полицейских в США и Европе.
Антисептики, омыватели, парфюмерия — все это не влияет на работу алкозамка.
Употребление кваса и кефира не влияют на работу алкозамка. Данные напитки не помеха.
Алкозамки широко применяются в некоторых странах. В Франции на подавляющем большинстве единиц пассажирского транспорта. В России компанией «АВТЭК».