ГК «Деловые Линии»

Официальный пресс-центр

Беспилотники соединят две столицы


Не будет преувеличением сказать, что за последний год в сфере технологий произошел огромный прорыв. То, что еще вчера казалось фантастикой, сегодня уже реальность.

Фото: pixabay.com

 

О том, что автомобили смогут двигаться по дорогам без участия водителей, фантасты писали ещё в начале XX века. А теперь выяснилось, что до появления на трассах беспилотных машин осталось совсем немного.

Чаще всего при упоминании беспилотного транспорта вспоминают об Илоне Маске и автомобиле Tesla. Но это скорее результат грамотного пиара, потому что сегодня подобные технологии активно разрабатываются в разных станах мира, в том числе и в России. Кроме того, выпуск автомобилей, управляемых искусственным интеллектом, уже анонсировали большинство ведущих мировых автоконцернов. А на ПМЭФ–21 Минтранс РФ подписал соглашение с ассоциацией «Цифровой транспорт и логистика», концерном «КамАЗ», ГК «Деловые Линии», «Национальными телематическими системами» и рядом других компаний о создании логистического коридора для беспилотных грузовых автомобилей на трассе М–11 «Нева» уже к 2024 году. Разберёмся, насколько такая инновация возможна в заявленные сроки.

Человек на подхвате

Для начала стоит чуть коснуться самих беспилотников. Для Петербурга эта технология всё ещё кажется фантастической. Тем не менее беспилотные автомобили существуют уже несколько лет. Американская ассоциация «Общество автомобильных инженеров» разработала классификацию транспортных средств, в которой категорию «0» имеют традиционные автомобили с водителем, а категорию «5» — машины, полностью управляемые искусственным интеллектом. На данный момент самой распространённой считается категория «4» — когда автомобиль управляется системой, но в кабине присутствует инженер, который в любой момент может взять управление на себя.

Беспилотные транспортные средства уже можно встретить на ряде дорог США, Израиля, Дании и других стран — сегодня в 30 государствах ведутся подобные разработки. А в России в Иннополисе (городе–спутнике Казани) уже 3 года работает беспилотное такси и, по оценкам экспертов, было сделано не менее 10 тыс. поездок. Что характерно, о каких–либо инцидентах на дорогах этого города с участием беспилотников на данный момент информации нет. А с 2019 года автомобили компании «Яндекс» на базе Toyota Prius ездят и по Москве.

Кроме того, на прошедшем ПМЭФ свой концепт автомобиля категории «5» представила компания SberAutoTech, «дочка» «Сбера». Это беспилотное транспортное средство сможет передвигаться на электричестве, газе или водороде и при этом быть полностью автономным.

В целом, по оценкам аналитиков из Сколково, к 2035 году беспилотные автомобили могут составить до 25% от всех продаваемых в мире. Это приведёт не только к существенному (до 90%) снижению аварийности на дорогах, но также положительно скажется на трафике и на экологии.

Если же говорить о грузовых перевозках, то активной работой в этой сфере занимается концерн «КамАЗ».

«Нами разработана линейка грузового беспилотного транспорта различного применения, — заявил на ПМЭФ генеральный директор автоконцерна Сергей Когогин. — Часть этой техники уже прошла или проходит испытания в реальных условиях эксплуатации на закрытых территориях. Следующий этап — эксплуатация на дорогах общего пользования».

Логистика на высоте

Если вернуться к подписанному на форуме соглашению, то необходимо признать, что оно имеет большое значение для дальнейшего развития беспилотников. Дело в том, что вопрос о создании коридоров для движения таких автомобилей ранее поднимался неоднократно. Но каждый раз эксперты отмечали, что пока эти задумки сложнореализуемы.

А в июне 2021 года на ПМЭФ соглашение о создании специального коридора для беспилотников на трассе М–11 подписали порядка 10 интересантов, среди которых был логистический оператор ГК «Деловые Линии».

По словам генерального директора группы компаний Фарида Мадани, использование беспилотников на трассе М–11 может на час сократить сроки доставки груза между Петербургом и Москвой за счёт отсутствия остановок на отдых водителей по режиму труда и отдыха. Кроме того, автопилот полностью исключает человеческий фактор, что повысит безопасность, а программирование идеальной модели движения с плавным управлением в потоке сэкономит топливо (примерно 1 литр на 100 км), снизит затраты на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств на 2 – 3%.

Как заявил Минтранс в официальном пресс–релизе, цель проекта — запустить в стране безопасные, экономически эффективные и масштабные грузоперевозки без присутствия водителя. Предполагается, что необходимая инфраструктура будет создана вдоль автодороги М–11 «Нева» до конца 2023 года, а сам коридор будет запущен уже до 2024 года.

Действительно, на данный момент основная задача, которая стоит перед участниками соглашения, — подготовка необходимой инфраструктуры. В первую очередь речь идёт о создании специальных хабов, в которые будут прибывать беспилотные автомобили, что позволит избежать их попадания в города. Эти ограничения необходимы с учётом Венской конвенции о транспортном движении, которая пока несколько ограничивает использование беспилотников. Но движение от хаба к хабу на трассах высшей категории не ограничивается, поэтому новые технологии на М–11 могут внедряться без нарушений существующих норм.

«Для нас принципиально важно, чтобы проект изначально строился на экономически эффективных бизнес–моделях для перевозчиков и грузоотправителей», — приводит слова заместителя министра транспорта Кирилла Богданова пресс–служба ведомства. Он отметил, что Минтранс планирует расширять круг участников проекта и готовит масштабирование протестированных решений на другие трассы. Планируется, что с 2030 года в беспилотные коридоры будет включено 19,5 тыс. км федеральных дорог.

Напомним, что трассу М–11 «Нева» открыли 27 ноября 2019 года. Общая протяжённость М–11 — 669 км, из Петербурга до Москвы по ней можно добраться за 5,5 часа. Только за первый год по дороге проехало 9 млн автомобилей, а в 2020–м это число выросло до 13,5 млн.

На данный момент на трассе остался один недостроенный участок (149 – 208 км), движение идёт в обход Твери. В Минтрансе планируют завершить его до 2024 года, когда на М–11 начнётся движение беспилотников.