ГК «Деловые Линии»

Официальный пресс-центр

Дорогая погрешность. Как аукнулось перевозчикам автоматическое взвешивание грузовиков


  • Российская газета
  • Мнение
  • 15 апреля 2019

По данным Российской Ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами "РАДОР", размер ежегодного ущерба, наносимого дорогам грузовиками со сверхнормативными нагрузками, составляет более 2,6 триллиона рублей.

Фото: pixabay.com

 

Эффективным методом борьбы с перегрузом являются ощутимые штрафные санкции (до 500 тысяч рублей, согласно КоАП), неотвратимость которых должна контролироваться автоматикой: речь о масштабном оборудовании ключевых трасс автоматическими системами весогабаритного контроля (АСВГК).

С одной стороны, инициатива своевременная и актуальная. Однако в ней есть как минимум два аспекта, которые можно назвать спорными. Первый — выбор большегрузов основными виновниками разрушения дорог. При этом как эксперты, так и обычные пользователи федеральных трасс отмечают, что колейность обычно образуется в крайних левых полосах, которые предназначены исключительно для движения легковушек. Значит, дело не в грузовиках или не только в грузовиках.

Второй аспект — корректность показаний рамок АСВГК. Ответственность перевозчиков наступает при перегрузе в 2 процента. При этом в январе прошлого года в минтрансе оценивали погрешность автоматических весов в 10, а стационарных — в 1,5 процента. Между тем в Приморском крае был прецедент, когда автоматические весы показали результат на 36 процентов больше стационарных. Иски перевозчиков об отмене штрафов были удовлетворены судом.

Расхождение между фактической массой и показаниями автоматических весов может зависеть от корректности установки последних. Так, основание для измерительных модулей должно быть выполнено из бетона, положенного на дорожную подушку плотностью 150-200 кг/см, а сами модули должны ставиться на специальные металлические пластины. Некорректная установка приводит к искаженным результатам.

Кроме того, распределить осевые нагрузки при перевозке сыпучих, наливных, порошкообразных грузов невозможно. А некоторые виды транспортных средств (например, строительные краны) производятся заводом-изготовителем уже с нарушением осевых нагрузок. «Автомобили могут быть загружены лишь частично, укладываться в параметры допустимой общей массы, но при этом контрольное взвешивание зафиксирует превышение на 20-30 процентов нагрузки на ось», — говорит глава ассоциации «ГрузАвтоТранс» Владимир Матягин.

Точно распределить осевые нагрузки при перевозке сыпучих, наливных или порошкообразных грузов невозможно по умолчанию

Таким образом, сегодня в силу технического несовершенства рамок системы автоматического контроля записывают в нарушители даже тех, кто идет без перегруза. Для малого и среднего бизнеса вал штрафов чреват разорением. Так, в Нижегородской области в 2017 году сумма штрафов, выписанных автоматикой за перегруз, превысила 1 миллиард рублей, а местные перевозчики оказались на грани банкротства.

Тем не менее контроль перегруза нужен. Каков выход из сложившейся ситуации? Прежде всего установка рамок должна вестись в соответствии с нормами, а погрешность — трактоваться в пользу перевозчика. Председатель межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли (МОЭС) Борис Рыбак в качестве консолидированной позиции отрасли называет обязательным введение для всех введенных в эксплуатацию новых пунктов АСВГК тестового периода — минимум 3 месяца. По общему мнению представителей бизнеса, добавляет он, АСВГК должна быть понятной и прозрачной, а требования к весовому контролю должны быть едиными для всех регионов страны и распространяться на региональные трассы.

«Необходима регламентация процедуры оспаривания штрафов и прозрачность работы рамок АСВГК: по запросам оператор должен предоставлять данные о работе конкретного пункта АСВГК», — говорит директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии» Александр Лашкевич.

Сами данные о нарушениях должны поступать в одно ведомство. Это обеспечит единый подход и требования к оборудованию (сегодня результаты автоматического взвешивания одной и той же машины в разных регионах различны) и устранит рассогласованность.

По словам директора Института экономики транспорта и транспортной политикиВШЭ Михаила Блинкина, в России на 52 тысячи километров федеральных дорог планируется разместить 400 рамок АСВГК. Это значит, что любой грузоперевозчик в пути следования пройдет хотя бы один пункт автоматического контроля. И нерешенная проблема с достоверностью показаний и порядком оспаривания выставленных штрафов может лечь неоправданным финансовым бременем на законопослушные компании.