ГК «Деловые Линии»

Официальный пресс-центр

Каждый грузовладелец будет счастлив найти компанию с 4PL-сервисом


Концепция аутсорсинга находит в настоящий момент широкое применение в логистике. Необходимость управления цепями поставок и логистическими системами делает необходимым появление системных логистических интеграторов, которых еще называют 4PL-провайдерами или 4PL-операторами.

О том, готов ли рынок к эффективной работе с 4PL-операторами, ориентированными на железнодорожный транспорт, эксперты в основном спорят. Некоторые утверждают, что полноценный 4PL-сервис на российском рынке пока невозможен в силу закрытости грузовладельцев и их нежелания пускать подрядчиков в экономические цепочки. Другие же настаивают, что российский логистический рынок не только уже привык к 4PL-сервису, но и двигается к работе с 5PL-провайдерами. Своим мнением на этот счет поделился глава CGS Logistics Евгений Галыгин.

— По каким критериям выделяют именно 4PL-сервис?

— В логистике существует определенная категория транспортных и экспедиционных компаний: от 1PL до 4PL, и, по моему личному убеждению, уже есть и 5PL. Этот статус подчеркивает возможности транспортной компании предоставлять те или иные услуги: чем выше статус, тем больше услуг.

4PL можно емко назвать принципом работы в одно окно. Как когда вы приходите в госучреждение и в одном окне у вас принимают весь пакет документов. Это очень удобно для всех сторон: для грузоотправителя, для получателя и особенно для клиента.

Еще пару месяцев назад мы активно изучали критерии получения 4PL-статуса, сравнивая опыт всего рынка, но к единому мнению игроки здесь пока не пришли, так как этот сервис включает очень много функций. Если отметить основные, то это: проектирование и планирование цепей поставок, управление логистическими бизнес-процессами на предприятии, оптимизация материально-технических ресурсов, формирование логистических контрактов и автоматизация управления персоналом.

Нужно отметить, что даже если компания не имеет, допустим, собственного транспорта, но может организовать перевозку, то она тоже имеет на рынке статус 4PL. Главное — избавить клиента от необходимости решать задачу транспортировки самостоятельно или через дополнительных посредников.

— Сколько игроков рынка железнодорожных грузоперевозок действительно предлагают услуги 4PL-сервиса?

— Если говорить о том, сколько железнодорожных грузоперевозочных компаний действительно готовы оказывать 4PL-сервис, однозначный ответ дать сложно, потому что их крайне много. Но можно выделить лидеров: среди них FESCO, «Трансконтейнер», ФГК, «Деловые линии», «ЖелДорЭкспедиция». CGS Logistics как экспедиторская компания с недавних пор тоже обладает статусом 4PL.

— Правда ли то, что фактически к услугам 4PL прибегает очень ограниченное число грузовладельцев? Изменилось ли отношение грузовладельцев к сервису 4PL за последние 2-3 года?

— Здесь я бы не согласился. Сейчас все грузоотправители и грузовладельцы будут счастливы, если они найдут компанию с 4PL-сервисом. Хотя долго искать и не нужно — они всегда на виду. Скажу больше, компаний, которые оказывают 1PL и 2PL-сервисы, очень мало. И это те компании, которые выполняют ограниченное число задач на протяжении всей перевозки, что не всегда удобно.

Приведу пример. В логистике есть такое понятие, как «транспортное плечо». Допустим, нам нужно перевезти контейнер из Санкт-Петербурга на другой конец страны. Одна компания может переправить этот груз только на определенном участке пути, а потом мы вынуждены сменить перевозчика, то есть использовать нескольких операторов, чтобы контейнер попал из точки А в точку Б. Естественно, для грузоотправителя гораздо удобнее, чтобы все операции совершал один подрядчик.

Стремление компаний к статусу 4PL было заметно и раньше (10-15 лет назад), но сейчас, в силу глобализации и роста конкуренции, эта тенденция начала набирать обороты.

— Есть ли дефицит сервисных предложений от операторов, взаимодействующих с промышленными предприятиями в цепях поставок?

— Да, дефицит отчасти есть, но он чаще всего касается определенных сегментов в работе транспортных логистических компаний. Например, есть подрядчики, которые осуществляют перевозку, но они не могут заниматься таможенным оформлением. И в этом случае компания предлагает обратиться к другим посредникам. Или, как вариант, берет на себя эту работу, но подключает знакомых ей подрядчиков.

Если говорить про железнодорожную логистику как про инструмент поставки товара, то здесь дефицита нет. Скорее, предложение превышает спрос.

— Какие тенденции можно выделить в развитии аутсорсинговой логистики с привлечением железнодорожного транспорта?

— Сейчас многие компании отдают логистический сервис на аутсорс, потому что так удобнее работать: быстро, безопасно и ответственность за эту часть работы ложится на одного, максимум двух операторов. Плюс это экономически целесообразно, тем более в направлении железнодорожной логистики, когда товар нужно перевозить регулярно и в больших количествах.

Внутри логистических компаний тоже есть задачи, которые передаются на аутсорсинг. Мы, например, пользуемся услугами таможенного брокера, поскольку у нас нет лицензии на эту деятельность. Но при этом мы не отказываем клиенту в этой работе, а передаем ее нашим постоянным подрядчикам.

Другой пример — склады. В силу масштабов некоторых перевозок нам приходится обращаться к сторонним проверенным владельцам. Чаще это происходит, если груз переправляется в Америку или Европу. Между тем несмотря на привлечение подрядчиков именно оператор продолжает отвечать за груз.