ГК «Деловые Линии»

Официальный пресс-центр

Лишний вес и тонны вопросов


О том, смогут ли прицепы с грузом поместиться в требования АСВГК.

Давней традицией рынка автомобильных грузоперевозок становится обсуждение таких грядущих новаций, как запуск единого реестра грузоперевозчиков, электронной транспортной накладной, а также разворачиваемой в стране автоматизированной системы весогабаритного контроля. Эти проекты призваны повысить прозрачность рынка грузоперевозок и соблюдение установленных ограничений.

Часть из них находится на рассмотрении в органах государственной власти, и транспортные компании стремятся уже сейчас некоторые из них воплотить в жизнь самостоятельно, другие проекты бизнес-сообщество планирует скорректировать с учетом консолидированного мнения отрасли.

И если, к примеру, по части ЭТН у добросовестных участников рынка нет вопросов, то в части АСВГК «копья ломаются» уже не первый год.

При этом официально система АСВГК еще не запущена, и пока не объявлен конкурс на заключение концессионного соглашения о создании системы. В настоящий момент проводятся пилотные проекты.

К 2024 году в рамках нацпроекта планируется установить 387 пунктов весогабаритного контроля на федеральных трассах России и 366 пунктов — на региональных. Однако, несколько десятков автоматизированных пунктов весогабаритного контроля работает уже сейчас — в основном пункты регулируются оператором системы «Платон» — «РТ-Инвест транспортные системы» (РТИТС) и «Ростелекомом».

У перевозчиков возникает множество вопросов к работе рамок контроля, в том числе эти вопросы решаются и в судах. Например, как ранее писал «Логирус», в Свердловской области при прокурорской проверке отменили 320 административных постановлений о привлечении перевозчиков «за перегруз». «Умные» весы оказались неисправны.

Пока тестирование АСВГК продолжается, не теряя времени, мы выясняем, какие вопросы назрели за этот период, а именно:

• Как автоматизация поможет уведомлению о штрафах долететь до перевозчика вовремя?

• Почему Минтранс не допустит увеличения не штрафуемого порога на 10%?

• Что делают перевозчики, чтобы подложить большегрузу под весы «подушку безопасности»?

• Будет ли грузоотправитель отвечать за свои сверхзапросы?

Все это «Логирус» выяснял на конференции «Грузовые автоперевозки: вызовы и возможности», которая прошла в начале октября. Своими тезисами поделились:

  • руководитель отдела дорожной деятельности департамента политики в области дорожного хозяйства Минтранс РФ Анатолий Глухов
  • заместитель директора ФКУ «Росдормониторинг» Сергей Юнгов
  • директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии» Александр Лашкевич

Семь раз проверь, один раз взвесь

40% грузоотправителей недогружают фуры, чтобы не оплачивать штраф за перегруз, к такому выводу пришли IT-компания Omnikomm и ассоциация «Грузавтотранс», опросив 195 компаний сегментов малого, среднего и крупного бизнеса. Чтобы наверняка избежать штрафных санкций, компании недогружают фуры в среднем на 20%.

Многочисленные факты оспаривания нарушения весогабаритных параметров по всей стране говорят о том, что система АСВГК далека от идеала и работает некорректно.

И, соответственно, наложение штрафов на перевозчика неправомерно, отмечает директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии» Александр Лашкевич. Эксперт считает, что одним из выходов может стать сеть коммерческих весов, при этом их необходимо сертифицировать и «закольцевать» в единую систему. Также он добавляет, что нужно предусмотреть возможность использования данных других АПВГК по ходу движения ТС. И важно иметь альтернативную возможность проезда через весы, корректность которых не будет вызывать сомнений.

Для этого Минтранс совместно с Росавтодором разработали алгоритм оспаривания информации о перегрузе, отмечает заместитель директора ФКУ «Росдормониторинг» Сергей Юнгов. Алгоритмом смогут воспользоваться только владельцы тех весов, которые признаны легитимными.

— Владельцы коммерческих весов должны как минимум доказать точность измерений. Также весы нужно подключить к системе АСВГК и обеспечить степень доверия к показаниям, — подчеркивает Сергей Юнгов.

Суть алгоритма следующем. Если ТС после взвешивания на коммерческих весах едет через АСВГК и получает расхождение в показателях, начинается сравнение данных коммерческих весов и АВГК. Владельцы весов, технические характеристики которых нарушены, получают соответствующие санкции, поясняет заместитель директора ФКУ «Росдормониторинг».

С представителем ведомства солидарны и в бизнес-сообществе.

Так, бизнес предлагает ввести в КоАП составы правонарушений по ответственности юридических/должностных лиц владельца дороги за нарушения порядка организации и содержания АПВГК, отмечает директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии» Александр Лашкевич. Также предлагается включить данные о сроках поверки весов и подтверждение о нормативном состоянии участка дороги в Постановление «Об административном правонарушении».

2:0 в пользу клиентов, 1 миллиард на пользу отрасли

Но перед тем, как вынести постановление о нарушении, водителя и перевозчика нужно своевременно проинформировать.

Был сформирован ряд предложений в данной связи: установка информационных табло на пунктах взвешивания, создание онлайн-ресурса с возможностью отслеживать штрафы в личном кабинете. Также для удобства бизнес-сообществу была бы интересна рассылка смс-уведомлений владельцу ТС о штрафах. И, наконец, еще один дополнительный способ — отправка владельцу ТС уведомлений на e-mail, указанный при регистрации в системе.

Цифровизация системы информирования повысит оперативность и прозрачность предоставления информации.

— Минтранс, Росавтодор и другие ведомства пока не готовы принимать предложение по установке информационных табло: по расчетам ведомств, в бюджете не предусмотрено дополнительных расходов на систему АСВГК. В итоге законопроект отклонен. Решено создать согласительную комиссию, — поясняет директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии» Александр Лашкевич.

По словам Анатолия Глухова, руководителя отдела дорожной деятельности департамента политики в области дорожного хозяйства Минтранса РФ, госорганы готовы дискутировать о вопросах информирования и создания табло. Поэтому вопрос до сих пор остается открытым.

Тонны на вес золота

Самый больной вопрос проработки автоматизированной системы весогабаритного контроля в связи с показаниями весов — штрафные санкции.

Согласно статье 12.21.1 КоАП штрафы за перегруз транспортного средства варьировались от 150 тыс. рублей до 500 тыс. рублей. При этом, в случае фотофиксации, «Письмо счастья» с размером штрафа приходило по верхнему пределу даже физическим лицам — разбирательства в итоге дошли до Конституционного Суда, который постановил, что размер штрафа не должен зависеть от способа фиксации нарушения, и начислять штрафы по нижней границе. Впрочем, даже в этом случае максимальный штраф достигает 400 тысяч рублей.

Бизнес предлагает дифференцировать размер штрафов, чтобы строгость наказания лучше соответствовала масштабам нарушения и вреда дороге.

— Например, сумма штрафа за перегруз более 10% и не более 20% должна составлять 30 — 50 тыс. рублей, — поясняет Александр Лашкевич.

Минтранс и Росавтодор готовы беседовать на тему снижения штрафов, подчеркивает заместитель директора ФКУ «Росдормониторинг» (LR. Подведомственная организация Росавтодора) Сергей Юнгов. Эксперт цитирует позицию, озвученную первым заместителем министра транспорта РФ Иннокентием Алафиновым.

При этом министерство и ведомства категорически против повышения не штрафуемого порога при фиксации весами АСВГК с 2% до 10%, которое предлагают представители бизнес-сообщества. — Сейчас погрешность оборудования, которое используют для автоматизированного весогабаритного контроля составляет 11%. И при тестировании весов было выявлено, что для перевозчиков в любом случае остается не штрафуемый порог 6%, который предусмотрен под внешние условия: снег, боковой ветер, качество дорожного полотна, поясняет заместитель директора ФКУ «Росдормониторинг» Сергей Юнгов.

— Если мы допустим повышение не штрафуемого порога еще на 10%, то порядка 23% перегруза по осям уйдет безнаказанным, — пояснил свою позицию Сергей Юнгов.

«Если мы допустим повышение не штрафуемого порога еще на 10%, то порядка 23% перегруза по осям уйдет безнаказанным»

По прогнозам заместителя директора ФКУ «Росдормониторинга», перевозчики будут грузить еще на 10% больше товаров, понимая, что допустимый порог увеличен. Именно поэтому Росавтодор выступает против повышения. — В итоге восстановлением дорог заниматься придется нам, — заключил Сергей Юнгов.

— Мы предлагаем внести изменения в статью 12.2 КоАП, — рассказал Александр Лашкевич. Должен быть предусмотрен штраф в размере 20 тыс. рублей за управление ТС с нечитаемыми государственными регистрационными знаками. И также, согласно нашей позиции, следует ввести штраф в размере 200 тыс. рублей за управление ТС без регистрационных знаков, — рассказывает Лашкевич.

По словам заместителя директора ФКУ «Росдормониторинг» Сергея Юнгова, ответственность должна быть гораздо больше. Согласно логике ведомства, всем будет выгоднее платить 20 тыс. рублей, прятать номерные знаки, и тем самым уклоняться от штрафа в размере 400 тыс. рублей за перегруз.

— Ответственность должна быть максимальная: от 1,5 до 2 лет лишения прав водителей ТС, которое нарушило правила движения в зоне контроля, — заключает Сергей Юнгов.

Перегрузи меня полностью

Показательный случай перегруза транспортного средства облетел все социальные сети в июле этого года. Водителя остановили при проверке. После того, как правонарушения были выявлены, эмоциональный дальнобойщик высыпал зерно на дорогу.

Сейчас нормативно закреплено только одно обстоятельство, при котором владелец ТС не несет ответственности за нарушение в области АСВГК. Ответственность не предусмотрена, если в момент нарушения транспортное средство находилось в пользовании другого юридического лица. Другие аргументы суды не рассматривают, — поясняет директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии» Александр Лашкевич.

Согласно действующему законодательству, грузоотправитель не несет ответственность за перегруз. Также бывают ситуации, когда грузоотправитель некорректно указывает данные по грузу в сопроводительных документах, и перевозчик не в курсе перегруза.

При этом только 27,6% перевозчиков имеют возможность взвешивать машины перед выпуском в рейс на коммерческих весах. Таковы данные исследования IT-компании Omnicomm и ассоциации «Грузавтотранс». Остальные вынуждены верить данным, указанным грузоотправителем, или использовать датчики контроля груза.

«При этом только 27,6% перевозчиков имеют возможность взвешивать машины перед выпуском в рейс на коммерческих весах»

В связи с этим бизнес-сообщество предлагает ввести солидарную ответственность перевозчиков и грузоотправителей за перегруз. А именно, предлагается дополнить ст. 11 ФЗ № 259 «Устав автомобильного транспорта» пунктом, согласно которому юридические лица и ИП, которые осуществляют погрузку в ТС несут полную ответственность за допущенное ими превышение допустимой массы и/или допустимой нагрузки на ось. Также предлагается ввести требование, согласно которому перевозчик, привлеченный к ответственности, вправе требовать в порядке регресса полного возмещения убытков за счет лица, которое осуществило погрузку в ТС.

Вопрос солидарной ответственности перевозчика и грузоотправителя пока находится на рассмотрении. — Но, поверьте, государство не ищет в каждом водителе и перевозчике правонарушителя. Самое плохое, что может быть — наказать невиновного, — заверил руководитель отдела дорожной деятельности департамента политики в области дорожного хозяйства Минтранса Анатолий Глухов.

Эпилог: тонно-рубли на чаше весов

На сегодняшний день проект АСВГК готовится к рассмотрению в Правительстве РФ. Минфин и Минэкономразвития дорабатывают большие таблицы разногласий, озвучил планы руководитель отдела дорожной деятельности департамента политики в области дорожного хозяйства Минтранса Анатолий Глухов.

На повестке стоит много вопросов: технические аспекты, финансирование, регулирование, порядок остановки ТС и вынесения постановлений, наделение властных полномочий и другие. Регулировать весовые нагрузки поможет и введение датчиков для грузовиков массой свыше 3,5 тонн, предусмотренное в 2021 году. С помощью них можно будет проследить весовые нагрузки.

В остальном, предстоит планомерная и долгосрочная работа. Она будет такой же обширной, как и таблицы разногласий.