ГК «Деловые Линии»

Официальный пресс-центр

Нехватка дальнобойщиков в России: последствия и влияние на цены


В России возникла острая нехватка водителей. Эта профессия стремительно теряет популярность, и даже существенное повышение зарплат не помогает удерживать специалистов. Рост стоимости грузоперевозок и товаров — одно из неизбежных последствий данной тенденции.

Уход водителей из профессии

Аналитики hh.ru рассказали о значительном росте зарплат водителей в интервью РБК. Только за первое полугодие зарплаты в транспортной и логистической сферах выросли на 60%, что сделало эти области лидерами в зарплатной динамике. Средний доход в этом секторе достиг 139 тыс. руб. в месяц, а зарплаты водителей выросли на 64%, достигнув 125,4 тыс. руб. Основным фактором роста зарплат стал дефицит кадров, который ухудшался на протяжении нескольких лет из-за ряда причин.

В пресс-службе ГК «Деловые Линии» уточнили, что в логистическом секторе особенно остро ощущается недостаток водителей категорий «E», «B» и «C». За первые восемь месяцев 2024 года спрос на них вырос на 53,9% и 61% соответственно.

Усиление дефицита

По мнению игроков рынка, в последние годы средний возраст водителей повысился с 48 до 54 лет. Молодежь не торопится в профессию из-за тяжелых условий труда: водители много времени проводят в рейсах, участвуют в ремонте техники и погрузочно-разгрузочных работах, несут ответственность за дорогие транспортные средства и грузы.

В «Деловых Линиях» указали на демографическую ситуацию как основную причину дефицита кадров, так как большинство кандидатов на категорию «Е» старше 45 лет. Сложности профессии, такие как тяжелый труд, длительные командировки и ответственность за грузы, также отпугивают молодых специалистов.

ГК Rusta ранее пояснила РБК, что дефицит водителей остаётся устойчивым трендом последнего десятилетия, главным образом из-за старения кадров. Молодым людям профессия неинтересна несмотря на улучшение условий труда и повышение зарплат.

Экономические проблемы и пути решения

«АвтоГрузЭкс» дорабатывает предложения для улучшения программы подготовки водителей и мер поддержки, которые будут переданы в правительство после утверждения. Высокая стоимость обучения (в среднем 150 тыс. руб.) и длительные сроки обучения (до 1,5 лет) усугубляют ситуацию. В России не хватает автошкол для подготовки водителей грузовиков, а многие школы обучают на устаревшей технике.

Без обновления техники и введения обучения по профессии «водитель-экспедитор» улучшить ситуацию будет сложно. Предлагается сократить сроки подготовки до трех месяцев с внедрением сквозных модулей для категорий «C» и «CE». Помогли бы и федеральные преференции, однако их нет, поэтому перевозчики самостоятельно предлагают денежные надбавки и улучшают условия труда. Вознаграждения за дополнительные функции, компенсация за простои и маршруты через дом для семейного отдыха — всё это примеры таких инициатив.

В «Деловых Линиях» применяют программу «Приведи друга», которая закрывает более 30% вакансий. Компании предлагают конкурентные зарплаты, ДМС и корпоративные спортивные программы, возможности для профессионального роста и развития сотрудников через систему обучения и наставничества.

«У нас конкурентная заработная плата, есть ДМС и спортивная корпоративная программа. Мы стремимся предоставить возможность для профессионального роста и развития всем сотрудникам. Для этого разработана система обучения и наставничества, есть онлайн и офлайн-курсы повышения квалификации. Например, водитель может стать бригадиром смены, а затем и руководителем автоколонны. Либо перейти на должность механика или тренера по экономичному вождению», — уточнили Autonews.ru в пресс-службе ГК.

Дефицит не только среди дальнобойщиков

Ольга Чернова из Boxberry сообщила РБК, что дефицит водителей с личными машинами, занятых в курьерской доставке, тоже существует, хотя и менее выражен. Зарплаты здесь растут менее значительно, и одной из главных мер поддержки остаётся индексация затрат на бензин.

Ситуация в такси еще сложнее. Глава Ассоциации содействия развитию таксомоторной отрасли Михаил Михайлов спрогнозировал резкий рост стоимости поездок из-за оттока кадров и увеличения издержек. Водители такси работают 12 и более часов в день, чтобы зарабатывать, особенно в Московском регионе. Условия труда отталкивают новых кандидатов.

Таким образом, ситуация с дефицитом водителей становится всё более критической, и для её решения требуется комплексный подход с учетом всех вышеописанных факторов.