ГК «Деловые Линии»

Официальный пресс-центр

Обязательно и платно. Законопроект о реестрах усилит нагрузку на перевозчиков


Уже в июне законопроект о реестрах грузоперевозчиков может быть рассмотрен Госдумой. Сами перевозчики уверены: принимать его в текущем виде нельзя, иначе вреда он принесет гораздо больше, чем пользы.

Фото: pixabay.com

Участники рынка с недоумением восприняли законопроект о создании реестров грузоперевозчиков, предложенный депутатом Госдумы Виталием Ефимовым. Суть законопроекта, напомним, заключается в создании государственных реестров транспортных компаний, участие в котором станет обязательным условием для осуществления грузоперевозок.

Попасть непросто, вылететь — легко

Попасть в реестр будет не так-то просто: для этого ИП и юрлицам придётся нанять или обучить специалиста, обладающего свидетельством о профкомпетенции (что это за свидетельство и где оно будет выдаваться — пока непонятно) и доказать наличие денежных средств в размере не менее 500 тысяч рублей.

Доступ в реестр будет закрыт для компаний, руководители которых имеют непогашенную или неснятую судимость за преступления в сфере транспортного, налогового, трудового, экономического или экологического законодательств.

Пока неясно, кто будет заниматься ведением реестра, но в тексте законопроекта содержатся комментарии депутатов, рекомендующих возложить отдельные функции на Торгово-Промышленную Палату. Отмечается, что стоимость услуг по проверке «…полноты и достоверности содержащихся в заявлении сведений» может индексироваться в соответствии с инфляцией.

Выходит, что реестр будет не только обязательным, но еще и платным.

Исключение из реестра грозит перевозчику, руководитель или должностные лица которого в течении года неоднократно совершали административные правонарушения.

Если законопроект о реестрах будет принят в текущем виде, то чиновникам придётся изменить множество положений в КоАП, Налоговом и Гражданском кодексах. Министерству транспорта, в свою очередь, нужно будет разрабатывать новые акты, регулирующие деятельность структур, которые займутся ведением реестров, взиманием платы, аттестацией специалистов и выдачей подтверждающих квалификацию документов. При этом в тексте законопроекта присутствует стандартная отписка, которая подчеркивает, что его принятие «…не потребует дополнительных расходов со стороны государственного бюджета»: перевозчикам придётся взять эти расходы на себя.

Учёт и безопасность

Какие цели преследует законопроект? Ответ на этот вопрос можно найти в пояснительной записке: это борьба с нелегальными перевозчиками и обеспечение госнадзора и статистического наблюдения за грузовыми автомобилями всех форм собственности.

— Самое главное — это безопасность. В прошлом году в ДТП с грузовиками погибло 1700 человек, — поясняет автор законопроекта Виталий Ефимов. — Вторая задача это подсчёт грузовиков: у нас никто не знает, сколько их. Нет допусков к работе, а ведь это особо опасный транспорт. Чтобы заниматься такой работой, нужно быть специалистом. Поэтому мы такой закон сделали. Он большого «напряга» предпринимателям, работающим по закону, не принесёт.

Мнение перевозчиков

И «частники», и крупные компании отнеслись к идее реестров скептически.

— Основную нагрузку будут нести добросовестные компании-экспедиторы, — цитирует «Коммерсант» директора по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии» Александра Лашкевича.

— Помимо дополнительной финансовой нагрузки возникают риски быть исключенным из данного реестра, а значит — из профессиональной деятельности.

Управляющий партнер онлайн-сервиса GroozGo Игорь Котов в беседе с журналистом портала «РЖД-Партнёр» назвал реестры «инструментом бюрократии».

— Ситуация не изменится, ведь компании, попавшие в реестр, смогут «торговать» статусом, сохраняя возможность реализации «серых» схем, — пояснил он. — Более того, нововведение предусматривает использование дополнительных бумажных документов, что идет вразрез с программой по цифровизации.

Директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Эдуард Миронов считает, что появление реестров может привести к росту нагрузки на мелкий бизнес, но надеется, что взаимодействие авторов законопроекта с отраслевым сообществом поможет сгладить шероховатости.

Семь раз отмерь

Крупнейшие игроки отрасли и эксперты сходятся в одном: на данный момент законопроект сыроват и требует доработки. В необходимости обеления рынка не сомневается никто, но принятие документа в текущем виде действительно может усилить и без того неслабую нагрузку на бизнес.

— Создание реестра требует детальной и очень тщательной проработки. В противном случае его поспешное введение обернется худшими последствиями, чем его отсутствие. Мы должны понимать, что это не пожарный вопрос, — цитирует портал Logirus исполнительного директора Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) Ольгу Федоткину.

Вполне возможно, что мнение предпринимателей будет услышано. Если текст законопроекта соответствующим образом доработают, издержки и бюрократические проволочки минимизируют, а риски для добросовестных перевозчиков исключат, то его принятие, безусловно, пойдет рынку на пользу. Будут ли соблюдены эти условия — покажет время: законопроект может быть рассмотрен Госдумой уже в июне.