ГК «Деловые Линии»

Официальный пресс-центр

Робофуры в деле: в России создаются беспилотные логистические коридоры


  • Национальные проекты
  • 20 октября 2021

Еще совсем недавно скоростные безаварийные фуры без водителей можно было увидеть только в фантастических фильмах. Но в России уже со следующего года должны начаться тестовые заезды таких беспилотных грузовиков на участках трассы М-11 «Нева». О том, что такое проект «Беспилотные логистические коридоры» и как он изменит весь рынок перевозок, читайте в материале портала национальныепроекты.рф.

 Фото: Алексей Зотов/ТАСС

 

Проект «Беспилотные логистические коридоры», первым этапом которого станет запуск автономных грузоперевозок на трассе М-11 «Нева» (Москва — Санкт-Петербург) не позднее 2024 года, входит в число утвержденных правительством РФ 42 инициатив социально-экономического развития до 2030 года. Реализация проекта до 2024 года потребует порядка 5,2 млрд рублей.

Планируется, что до 2030 года около 20 тыс. км федеральных дорог станут основой беспилотных логистических коридоров. На первом этапе — М-11 «Нева», далее — участки международного транспортного маршрута «Европа—Западный Китай», автодороги М-1 «Беларусь», М-4 «Дон», ЦКАД и М-12. По данным Минтранса РФ, для снижения рисков при движении автономных фур и исключения их заезда в городской трафик планируется создание специальных хабов и государственного центра управления трафиком беспилотников.

На этапе разработки первой части проекта его участниками стали уже более 20 крупнейших компаний: ассоциация «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ), госкомпания «Автодор», КАМАЗ, «Национальные телематические системы» (НТС), СберАвтоТех, «Деловые линии», Globaltruck, «Первая экспедиционная компания» (ПЭК), X5 Retail Group, Volvo, «Почта России», «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) и «ВТБ Инфраструктурный Холдинг». При этом прорабатывается возможность дальнейшего расширения этого проектного консорциума.

«Реализация проекта создает возможность для первой в мире масштабной коммерческой эксплуатации беспилотных грузовиков на протяжении целой магистрали, а не на отдельных участках и в режиме тестирования», — рассказала исполнительный директор ЦТЛ Полина Давыдова.

Без крючкотворства
Минтранс РФ впервые в мире принимает на себя дополнительное финансирование по созданию необходимой инфраструктуры и значительные риски эксплуатации грузовых автомобилей в беспилотном режиме. Это все помимо задач совершенствования нормативно-правового и нормативно-технического регулирования, участия в финансировании проекта и его масштабировании.

Так, чтобы иметь возможность реализовать проект быстрее, и начать тестовые заезды уже в следующем году, не дожидаясь разработки и принятия большего числа нормативных актов, работа будет вестись в рамках экспериментальных правовых режимов («цифровых песочниц»). Для этого Минтранс и участники консорциума готовят специальную программу, которую они рассчитывают вынести на рассмотрение правительства до конца 2021 года.

«Режим «цифровых песочниц» дает возможность сделать шаг от простого тестирования «технологии ради технологии» к коммерческому использованию беспилотных систем на основе бизнес-задач перевозчиков и грузоотправителей, — заявила Давыдова. — На этом этапе «зависли» разработчики автономных технологий в мире, и у нас есть «окно возможностей», чтобы лидировать в этом направлении на глобальном уровне».

All inclusive
Еще одно ноу-хау проекта, по словам главного аналитика ЦТЛ Андрея Ионина, заключается во «всестандартности» цифровой инфраструктуры, которая обеспечит движение беспилотников всех мировых производителей.

«Только такой подход, мы называем его «все включено», обеспечит формирование беспилотных логистических коридоров по России между Азией и Европой, которые будут выгодны, привлекательны азиатским и европейским компаниям, что повысит доходы федерального и региональных бюджетов, создаст новый рынок для российских предпринимателей», — заявил эксперт. Это позволит к 2030 году в 10 раз увеличить транзитный поток по территории России.

Также, как отметил Ионин, принципиальным преимуществом проекта является возможность проезда как доработанных серийных моделей, так и беспилотных бескабинных грузовиков. «Такой подход не имеет аналогов, М-11 станет первой подобной трассой в мире», — говорит он.

Без заезда в город
Минтранс России, по словам Ионина, также намерен обеспечить возможность коммерческого запуска робофур на трассах за счет создания государственного центра управления трафиком, организации движения в формате «хаб-хаб», исключая заезд беспилотных грузовиков в городской трафик. Кроме того, в проект вовлекаются крупнейшие мировые автопроизводители, которые работают над дооснащением серийных моделей беспилотными системами, чтобы на первом этапе водитель мог управлять движением до хаба.

Так, что касается трассы М-11, то хабы, согласно плану, будут располагаться в Химках и Шушарах. Также в районе Твери предполагается строительство северного обхода для исключения выезда беспилотников на реконструированный участок трассы M-10. Это решение позволит снизить до нуля риски эксплуатации автомобилей в беспилотном режиме в условиях оживленного движения в городах и исключить заезд автономных грузовиков на текущем этапе в населенные пункты.

Быстрее, дешевле, экологичнее
Такие беспилотные коридоры, по экспертным оценкам, позволят бизнесу на 15% снизить себестоимость перевозки. При этом скорость возрастет на 25% (с 60 до 75 км/ч) для поездок в течение одного дня.

«Использование беспилотников на трассе М-11 может на час сократить сроки доставки груза между Санкт-Петербургом и Москвой за счет отсутствия остановок на отдых водителей по режиму труда и отдыха», — говорит генеральный директор «Деловых линий» Фарид Мадани.

Кроме того, по его словам, автопилот полностью исключает человеческий фактор, что повысит безопасность, а программирование идеальной модели движения с плавным управлением в потоке сэкономит топливо (примерно 1 литр на 100 км), снизит затраты на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств на 2-3%. Также применение беспилотников повысит экологичность перевозок благодаря снижению выбросов углекислого газа.

В глобальном плане реализация целого комплекса инициатив из транспортной стратегии страны, включая запуск беспилотных грузоперевозок, позволит в 10 раз увеличить долю России в перевозках на маршруте Китай — Европа и на 20% сократить аварийность на транспорте. При этом, по прогнозу, будет обеспечиваться прирост ВВП страны на 2,4 млрд рублей в год в условиях 2030 года.
В будущем к проекту планируется подключить и высокоавтоматизированный легковой автомобильный транспорт.