ГК «Деловые Линии»

Официальный пресс-центр

Тише едешь — дороже будет


Затраты на второго водителя, сопряженные с обсуждаемыми новыми правилами режима труда и отдыха, по разным оценкам, могут увеличить себестоимость перевозки на 10–40%, подсчитали участники транспортной отрасли, а цена конечной продукции подрастет на 5%.

Фото: pixabay.com

 

Часть игроков отрасли считает, что новый закон поставит автоперевозчиков в менее выгодное положение относительно железнодорожных, сблизив сроки и стоимость этих типов перевозки. Впрочем, по мнению аналитиков, многое зависит от качества контроля за соблюдением новых норм.

Авто- и железнодорожные перевозчики подсчитывают издержки, которые понесет автотранспорт в случае принятия приказа Минтранса о новых требованиях к режиму труда и отдыха (РТО) водителей, проект которого был опубликован в начале августа. Согласно им, водитель в сутки может проводить за рулем не более девяти часов, в неделю — не более 56 часов, в течение двух недель подряд — 90 часов. Также новые правила предписывают перерыв минимум 45 минут спустя 4,5 часа за рулем. Приказ может вступить в силу с 1 января 2021 года. В Минтрансе «Ъ» сообщили, что документ направлен на гармонизацию российских норм с международными требованиями и «выступает на стороне водителей».

По расчетам железнодорожного оператора ГК «Евросиб», доставка товаров автотранспортом сильно подорожает относительно железнодорожной по ряду направлений.
Так, сейчас перевозка одной тонны груза автотранспортом на направлении Москва-Новосибирск обходится в 180 тыс. руб. и занимает 4,5 дня, железной дорогой — в 112,5 тыс. руб. и 5,5 дня. После принятия новых правил, подсчитали в ГК «Евросиб», стоимость автоперевозки увеличится до 220 тыс. руб. за тонну, время в пути — до 5,5 суток, а при необходимости перевозки в сжатые сроки, чего требуют товары электронной торговли,- на 40%, до 250 тыс. руб., из-за необходимости задействовать второго водителя. Стоимость конечной продукции может увеличиться на 5–10%. «Гречка, в стоимости которой логистика составляет порядка 6 руб., может подорожать на 2 руб.»,- добавляют в ГК «Евросиб». Цифра в 180 тыс. руб. с НДС за тонну — сильно завышена, возражает директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Эдуард Миронов, сравнивая ее с ценой доставки из Москвы в Новосибирск 20 тонн груза фурой с изотермическим кузовом. Вместе с тем, отмечает он, ужесточение РТО, хотя повысит уровень безопасности на дороге, принесет и дополнительные затраты для перевозчиков.

«Новый закон может очень негативно сказаться на автомобильных грузоперевозчиках,- говорит управляющий «Биржи грузоперевозок ATI.SU» Святослав Вильде. — Если им придется брать второго водителя, то, по нашим расчетам, расходы вырастут на 10–15%. Но и этого достаточно для того, чтобы «убить» всю прибыль».

Источник «Ъ» на рынке прогнозирует рост конечной стоимости товара в 5%, а рост себестоимости, приходящийся только на необходимость найма второго водителя,- в 20–30%. «Для игроков e-commerce сроки доставки — первостепенный фактор,- говорит гендиректор IML Елена Шутюк.- Следовательно, необходимо будет нанимать второго водителя, что приведет к росту себестоимости перевозки».

В ГК «Евросиб» полагают, что ужесточение конкуренции будет подталкивать клиентов выбирать альтернативные каналы доставки и «часть объемов может взять на себя железнодорожное сообщение». Но, по мнению Эдуарда Миронова, железные дороги менее привлекательны «из-за дополнительных временных издержек по формированию состава и неготовности инфраструктуры». Святослав Вильде, впрочем, уверен, что новые правила поставят автотранспорт в проигрышное положение относительно ОАО РЖД. «В среднем автоперевозки считаются менее выгодными на расстоянии более 1 тыс. км. Теперь этот порог станет еще ниже»,- говорит он.

По мнению Эдуарда Миронова, ужесточение требований законодательства будет приводить к уходу с рынка мелких и средних игроков, «что в конечном итоге ухудшит конкурентную среду».

Директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии» Александр Лашкевич говорит, что новая редакция приказа приводит его в соответствие с европейскими нормами, а «с учетом уже действующей редакции поправки не окажут значительного влияния на отрасль».

Эксперт НАПТА Тарас Коваль отмечает, что одна из проблем, связанных с новым актом, в том, что продолжительность рабочей недели в РФ — 40 часов и профсоюзы резко против изменений. При разрешении каботажа в рамках ЕАЭС, полагает он, российские перевозчики могут оказаться в неконкурентных условиях с белорусами, казахами и армянами. Цена товаров на полке, по мнению господина Коваля, увеличится не сильно, хотя ставки вырастут — на сколько, зависит от тщательности контроля. Впрочем, полагает он, тотальный контроль за РТО по техническим причинам установить не удастся.