ГК «Деловые Линии»

Официальный пресс-центр

Цифровая трансформация позволит сфере логистики пережить турбулентный период


Экономические и политические изменения 2022 года, связанные во многом со взаимоотношениями на международной арене России и западных стран, привели к трансформации логистической отрасли. Однако, вспоминая перевод китайских иероглифов, обозначающих кризис, — «опасность» и «возможность», — некоторые логистические операторы стремятся использовать турбулентный период для развития компании и совершенствования системы грузоперевозок.

Нынешнее состояние на рынке логистических услуг возможно описать масштабным словом «трансформация». Непростые для операторов пандемийные годы многим службам доставки удалось преодолеть благодаря развитию онлайн-ретейла и масштабированию технологий дистанционного взаимодействия с клиентами и сотрудниками. Зарождение цифровых экспедиторов, постепенно вытесняющих с рынка аналоговые компании, происходит именно в кризисный для экономики период и растет темпами 50–200% в год. Не менее стремительно развивается и сфера фулфилмента, совокупный среднегодовой темп роста CAGR с 2018 года составляет 66%.

Многие эксперты давали позитивные постпандемийные прогнозы дальнейшего роста отрасли, ведь объем грузоперевозок вырос на 8,03 млрд тонн к 2021 году. Однако к апрелю им пришлось изменить свою точку зрения. К масштабным отраслевым трендам ранее относили изменение потребительского поведения, рост электронной коммерции, а также глубинные отраслевые инновации (развитие доставки «на последней миле», внедрение платформенных решений и цифровизация). В текущей ситуации этот список дополнился перестройкой логистических цепочек, уходом с рынка значительного количества зарубежных клиентов, отсутствием импортного оборудования, запчастей, расходных материалов и технологий.
ФБА «Экономика сегодня»

Последствия для российских логистических компаний от принятых европейскими политиками решений только начинают подсчитывать. Важно отметить, что антикризисные стратегии должны в обязательном порядке включать строительство коммуникаций с покупателями и сотрудниками; пересмотр логистических алгоритмов и supply chain цепочек; создание альтернативных FinTech-продуктов; борьбу с кибератаками; замещение программных решений и сервисов, лишившихся легитимности.

В некоторых логистических компаниях уверены, что адаптация к новой реальности — не повод останавливать развитие. Наоборот, текущая обстановка и тенденции к цифровой оптимизации услуг позволят многим службам доставки значительно улучшить сервис и гарантировать бесперебойность поставок грузов.

Генеральный директор ГК «Деловые Линии» Фарид Мадани отмечает: многие производства и компании сейчас находятся в таком состоянии, что будут вынуждены закрываться. Из-за этого произойдет очень большое высвобождение человеческого ресурса. Подобная ситуация на рынке должна привести к появлению новых производственных точек.

«Однажды это уже было. Около пяти-шести лет назад основной поток грузов шел из Санкт-Петербурга, а потом произошли большие изменения, и поток начал перераспределяться. В результате мы увидели на территории РФ новые центры генерации грузового трафика, которые потребовали перестроения логистики. Сейчас это будет опять повторяться, но уже в более жестких условиях — с ограничением по ресурсам», — прогнозирует эксперт.

К факторам роста эксперт по логистике консалтинговой логистической компании «Лобанов-логист» Николай Лобанов отнес авральную автоматизацию складских помещений, оптимизацию транспорта — особенно доставки на «последней миле», а также проекты по оптимизации логистики с учетом огромного роста интернет-торговли и ухода всего бизнеса в «цифру». Положительных сторон не так мало, как кажется. Происходящее в стране вполне может стать катализатором для разработки российского программного обеспечения. Ранее большинство компаний полагалось на зарубежные программы, но вполне вероятно, что в ходе ближайших лет ретейлеры смогут пользоваться российскими разработками. Важно отметить и упрощение ввоза в Россию компьютеров и смартфонов. Правительство временно позволило отраслевым ассоциациям оформлять специальную разрешительную документацию. Это облегчит импорт техники и обеспечит потребности внутреннего рынка.

Еще одной из положительных сторон является цифровая трансформация. Она поможет логистическим компаниям составлять прогнозы на ближайшее время, оптимизировать бизнес-процессы, планировать спрос на те или иные виды товаров, инвентаризировать их на складах. Для конечного пользователя диджитализация служб доставки означает улучшение сервиса оказания логистических услуг и более быструю доставку груза «точно в срок».

Перспективы у логистической отрасли России однозначно есть, а дополнительные меры поддержки государства позволят бизнесу быстрее адаптироваться к переменам. К одним из актуальных направлений поддержки отрасли относятся докапитализация РЖД для реализации инвестиционной программы и цифровизации и подписанный 15 апреля 2022 года президентом РФ закон № 92-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно данному нормативно-правовому акту, правительство получило полномочия оперативно менять правила транспортной логистики в зависимости от складывающихся экономических обстоятельств. Послабления коснутся весового контроля, который будет отменен до осени 2022 года, открытия недостроенных пунктов пропуска через границу, появится возможность многократного использования контейнеров-«иностранцев», а также дополнительной защиты морских судов от ареста в иностранном порту.