ГК «Деловые Линии»

Официальный пресс-центр

Цифровизация, выход на маркетплейсы и востребованность комплексных складских услуг: эксперты назвали основные тренды логистики


На какие отраслевые решения стоит обратить внимание бизнесу Урала уже сегодня

Источник: Freepik.com

Сфера грузоперевозок с каждым годом развивается всё быстрее. Современные решения в логистике способствуют ускорению многих процессов, их прозрачности, а также сокращению затрат, что важно для бизнеса. Актуальные тренды отрасли и эффективные цифровые инструменты эксперты рынка обсудили в ноябре на конференции «В Деле!», которая прошла в Екатеринбурге для предпринимателей Уральского федерального округа. Организатором мероприятия выступила ГК «Деловые Линии».

Урал является одним из важнейших и быстро развивающихся регионов России. По данным группы компаний, грузооборот УрФО за первые три квартала 2024 года вырос на 7% по сравнению с тем же периодом прошлого года. На фоне увеличения спроса на доставки всё стремительнее повышаются и требования клиентов к качеству перевозок и их скорости. На какие тенденции сейчас стоит обратить внимание уральскому бизнесу?

Стремительное развитие маркетплейсов

По данным Data Insight, популярность маркетплейсов будет постепенно возрастать вплоть до 2028 года. Через четыре года востребованность онлайн-площадок сможет увеличиться сразу в два раза. Стремительно растет не только популярность таких платформ и число продавцов на них, но и количество покупателей, а значит, меняется и образ пользователя.

Если раньше основной целевой аудиторией маркетплейсов были женщины, то сейчас и мужчины активно оформляют заказы. Еще пару лет назад в топе продаж были детские товары, одежда, обувь и товары для дома, сегодня же этот список увеличился более чем в два раза. Теперь на маркетплейсах заказывают еще и крупногабаритные товары, например мебель, бытовую технику и оборудование, а также шины, сантехнику, мотоциклы, велосипеды и даже машины.

Онлайн-площадок для продаж становится всё больше, и бизнес начинает предлагать товары сразу на нескольких из них. Участники рынка отмечают: когда продавец выходит на один маркетплейс, он может работать с ним по фулфилмент-доставке напрямую, но, если площадок становится уже несколько, удобнее прибегать к услугам логистического оператора: он может осуществить все поставки под ключ. Сегодня такая доставка включает в себя:

  • проверку маркировки и упаковки;
  • маркировку коробов;
  • формирование монопалет;
  • круглосуточную линию техподдержки, в том числе в мессенджерах;
  • специализированный калькулятор для расчета цены и срока доставки на маркетплейсы;
  • возврат товаров со складов;
  • доставку в соседние страны;
  • персональное обслуживание.

При выборе логистического оператора стоит обратить внимание на такие критерии перевозчика, как опыт работы с маркетплейсами, широкую географию перевозок, возможность работы по схемам FBO и FBS и при необходимости предоставления 3PL-услуг.

Переход на ЭДО

На конференции эксперты отрасли и представители бизнеса обсудили вопрос перехода на электронный документооборот, который может стать обязательным уже в 2025 году. Участники мероприятия сошлись во мнении, что использование электронных транспортных накладных (ЭТрН) способствует экономии ресурса и ускоряет процессы. Отправитель и получатель груза, а также транспортная компания работают с документами в режиме реального времени и могут отслеживать статус доставки в процессе перевозки.

— Основными преимуществами перехода на ЭТрН являются прозрачность процесса обмена документами, снижение затрат на их обработку, доставку и хранение, а также увеличение скорости и повышение качества процесса обмена ими. Когда участник грузоперевозок внедряет один тип электронных перевозочных документов (ЭПД), например транспортные накладные, он видит первые положительные результаты: сокращение времени на обработку, снижение ошибок и затрат. В течение полутора лет, как правило, эта же компания стремится перевести в электронный вид и другие документы, такие как путевые листы, экспедиторские расписки и доверенности, — отмечает менеджер проекта «Логистика» СКБ Контур Оксана Леонова.

Но помимо плюсов в процессе перехода пока еще выделяются и некоторые трудности. Например, участники мероприятия отметили, что отрасли необходим новый формат электронной транспортной накладной, который бы позволял сделать переадресацию и смену ресурса, давал перевозчику подтверждать титул грузополучателя с операцией «отказ» и подсчитывать общее количество накладных в рейсе. Также остается открытым вопрос о том, как осуществлять электронный документооборот при перевозках в отдаленных регионах страны, где возникают перебои со связью или интернет отсутствует вовсе.

Законопроект о переходе к обязательному ЭДО в автоперевозках вынесен на публичное обсуждение Министерством транспорта РФ. Первый этап должен стартовать 1 июля 2025 года. Планируется, что к 2030 году 5 млрд перевозочных документов будет оформлено в электронном виде.

API-интеграция и ИИ

Бизнес стал активнее использовать современные цифровые инструменты. Например, API-интеграцию — решение внедряется в систему клиента и позволяет упростить управление логистикой, а также увеличить количество перевозок без дополнительного найма сотрудников.

— Подобные решения позволяют бизнесу не только быстро контролировать логистические процессы, но и сокращать количество ошибок из-за человеческого фактора, а также повышать эффективность работы логистов и менеджеров. По нашим данным, спрос на API-интеграцию за последние 2 года вырос на 273%. Средняя экономия времени на оформление заказов после интеграции, по данным клиентов, — 70%, — отметили в пресс-службе «Деловых Линий».

С логистикой помогает и искусственный интеллект. Так, по словам участников конференции, системы с ИИ позволяют отслеживать сохранность груза и минимизировать потери.

— Внедрение искусственного интеллекта в различные ИТ-системы и бизнес-процессы — один из ключевых технологических векторов развития всех отраслей экономики. Используя видеонаблюдение с ИИ, можно значительно улучшить уровень удовлетворенности клиентов качеством складской логистики. Система автоматически распознает падение или повреждение товара, а также фиксирует отклонения в процессах. Обнаружение поврежденных грузов у системы занимает от 0,2 до 0,5 секунды. Если же нужно найти пропавший груз, то обработка и анализ массива данных займут менее 10 минут, — объяснил директор продуктового офиса ИТ-компании BIA Technologies Григорий Безрукин.

ИИ используют для выявления случаев мошенничества и для соблюдения правил безопасности и труда. Важно, что технология не заменяет человека, а упрощает его работу.

Интерес к комплексной логистике

«Деловые Линии» отмечают рост спроса на 3PL-логистику на 30% за 10 месяцев 2024 года в сравнении с тем же периодом прошлого года. И конечно, дело в упрощении процесса для бизнеса. Комплексная логистика позволяет передать опытному транспортно-логистическому оператору все складские операции, обработку товара, сбор заказов и их доставку до конечного получателя. Планирование и проектирование логистической цепочки остается на стороне клиента.

Источник: Freepik.com

При необходимости 3PL-оператор может адаптироваться под потребности и специфику отрасли заказчика. Например, для поставщиков крупногабаритного оборудования необходим учет товародвижения в кубических метрах и сохранность при перевозке. Компаниям, занимающимся автозапчастями, нужно, чтобы 3PL-оператор умел работать как с крупногабаритными, так и с мелкими или хрупкими комплектующими, мог организовывать хранение лобовых стекол на специальных стойках, мелких деталей в специальных мелких ячейках и вел поштучный учет. Некоторым отраслям важно сканирование маркировки «Честный знак», например поставщикам шин, обуви. Поставщикам товаров народного потребления необходимо, чтобы оператор осуществлял отгрузки по FIFO, FEFO.

Чтобы оптимизировать складские процессы еще лучше, компания использует WMS-систему. Она позволяет оцифровывать операции и вести учет товаров, поэтому бизнес может эффективно управлять заказами на приемку и отгрузку, прозрачно отслеживать груз по количеству, качеству и другим параметрам.

Система интегрируется с базой клиента и позволяет формировать различные виды отчетности, например по ликвидности товара, что очень удобно. Как поделились эксперты, благодаря переходу на подобные цифровые решения можно вдвое ускорить обработку заказов и примерно на 50–70% повысить производительность складов.

Во время мероприятия участники смогли не только послушать выступления спикеров, но и поучаствовать в опросе, где представители бизнеса выделили ключевые для них приоритеты в логистике. Сохранность груза, соблюдение сроков доставки и оперативность решения вопросов клиентов стали главными факторами для предпринимателей при выборе логистического партнера. В завершение конференции участники сошлись во мнении, что профильное мероприятие позволило обменяться опытом, наметить план развития на будущий год и получить обратную связь от представителей бизнеса. Организаторы уверены, что именно на таких встречах возможно найти новые логистические решения, которые позволят отрасли развиваться.