ГК «Деловые Линии»

Официальный пресс-центр

Умная фура 2024


Как трасса для беспилотников изменит грузовые перевозки (интерактивный материал)

От инноваций к практике

Через три года вдоль трассы М-11 поедут беспилотники. Они сделают грузоперевозки быстрее, дешевле и безопаснее. Но чтобы проект заработал, нужно построить новую дорожную инфраструктуру и решить правовые вопросы. Если Россия сделает это, то ее ждет крупный прорыв: современный «шелковый путь» из Европы в Китай пройдет по нашей территории.
Трасса М-11 выбрана Минтрансом как первый беспилотный логистический коридор в стране по многим причинам: «столичному» статусу, высокому грузопотоку, небольшой протяженности. Если все получится, проект масштабируют на другие федеральные дороги России. Ожидаемый результат — безопасные, экономически эффективные грузоперевозки: на четверть быстрее и на 10% дешевле. Задача столь же непростая , сколь и увлекательная. Решать ее правительство намерено вместе с крупнейшими игроками рынка: мировыми автопроизводителями, разработчиками беспилотных грузовиков и сервисов, операторами связи. Соглашения с рядом участников были достигнуты уже в первый день ПМЭФ-2021.

Договор о создании специального коридора для беспилотников подписали:

ГК «Деловые Линии», Ассоциация «Цифровой транспорт и логистика», КАМАЗ, Х5 Retail Group, Концерн «Национальные телематические системы», SberAutoTech, Globaltruck, «Первая экспедиционная компания».

Фуры без водителей и инженеров-испытателей будут перемещаться между Петербургом и Москвой, предположительно, по отдельной полосе длиной 660 км. Возможно, они не будут вливаться в общий поток М-11 — вопрос сейчас решается. Но они точно не будут заезжать на территорию городов: маршрут инновационных грузовиков проложат от одного перегрузочного узла — хаба — до другого. В районе Твери планируется строительство обходной дороги, чтобы беспилотники не выезжали на реконструированный участок М-10.

Антон Замков, директор ассоциации «Цифровой транспорт и логистика»: «Реализация проекта создает возможность для первой в мире масштабной эксплуатации беспилотных грузовиков на всем протяжении магистрали, а не на отдельных участках и в режиме тестирования».

Объемная работа предстоит не только разработчикам. Необходимо подготовить и теоретическую базу: вопросы возникают буквально по каждому этапу перевозки. Как отметили в Российском дорожном научно-исследовательском институте, предстоит обучить водителей высоко- и полностью автоматизированных грузовиков, отрегулировать механизм приемки-передачи груза, а также оформления документов в случае отсутствия водителя. Очень важно решить, как будет распределяется ответственность в случае ДТП.

Кроме того, по законодательству РФ в рамках опытной эксплуатации беспилотников запрещены коммерческие перевозки. Сегодня эксперты активно работают над тем, чтобы исключить это положение из правоустанавливающих документов.

Предстоит продумать и то, как при помощи информационных технологий уведомлять беспилотники о потенциально опасных ситуациях на дороге — обычных автомобилях на трассе или ремонтных работах. От этого напрямую зависят безопасность движения и поддержание коммерчески интересного скоростного режима.

Экономное решение

Запуск трассы для беспилотников — это не просто логистический эксперимент. Участники проекта уверены, что новый формат перемещения фур сделает грузовые перевозки эффективнее.

Фарид Мадани, генеральный директор ГК «Деловые Линии»: «Использование беспилотников на трассе М-11 может на час сократить сроки доставки груза между Петербургом и Москвой за счет отсутствия остановок на отдых водителей по режиму труда и отдыха. Кроме того, автопилот полностью исключает человеческий фактор, что повысит безопасность. А программирование идеальной модели движения с плавным управлением в потоке сэкономит топливо (примерно 1 литр на 100 км), снизит затраты на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств на 2–3%. Также применение беспилотников повысит экологичность перевозок благодаря снижению выбросов углекислого газа».

Алексей Нащекин, генеральный директор концерна «Национальные телематические системы»: «Мы создаем экосистему транспорта будущего, инвестируем в проекты инфраструктуры нового поколения, в производство электрических беспилотников, в новую микроэлектронику, в разработку водородных электрохимических генераторов не потому, что это модный тренд. Именно комплексное решение позволит сделать технологический рывок на транспорте и обеспечить существенное снижение затрат, повышение безопасности и экологичности».

Кирилл Богданов, заместитель министра транспорта: «Беспилотники должны перевозить грузы, а не тестироваться только как «технологии ради технологий». Для нас принципиально важно, чтобы проект изначально строился на экономически эффективных бизнес-моделях для перевозчиков и грузоотправителей».

По расчетам Минтранса, к 2030 году благодаря использованию беспилотников на М-11 скорость доставки грузов в течение одного дня увеличится на 25% — с 60 км/ч до 75 км/ч.
Применение беспилотников может сократить себестоимость перевозки более чем на 10%. Таких показателей логистические компании могут достичь к 2030 году.
Ожидается, что аварийность на транспорте сократится на 20%.

Как защитить беспилотник от хакеров?

Максим Андрианов, коммерческий директор IT-компании BIA Technologies:
«Основная цель при обеспечении безопасности беспилотников — не допустить перехвата канала управления: иначе компания потеряет контроль над машинами, а злоумышленники смогут использовать их в своих целях».

Для защиты инновационного автотранспорта, который передвигается без водителей, можно использовать целый ряд современных инструментов.

1. Криптостойкие алгоритмы шифрования каналов передачи данных. Они обеспечат безопасность коммуникации беспилотников с центром управления и между собой в потоке.

2. Многофакторная авторизация доступа к управлению.

3. Децентрализованная система управления: каждый аппарат определяет свои действия самостоятельно по заданным алгоритмам. Это сокращает время на принятие решений, исключает ошибки при обмене информации с центром управления и не позволит взломать все аппараты одновременно.

4. Постоянная самодиагностика изменений в программном обеспечении. Если система зарегистрирует несанкционированное вмешательство, информация об этом немедленно уйдет в центр управления. Скомпрометированный беспилотник выведут из эксплуатации до выяснения обстоятельств.

5. Периодическая сверка «маршрутного листа»: путь транспортного средства должен быть известен не только ему самому, но и контрольно-пропускному пункту (КПП), при прохождении которого идет сверка дорожной карты на несколько точек вперед.

6. Разные каналы поступления маршрута на беспилотник и КПП: взлом одного оборудования не должен влиять на другое.

7. Глушение сигнала для экстренной остановки беспилотника: нужно при отклонении от маршрутного листа, аномалии в показателях работы систем и т.д.

8. Возможность резервным способом остановить беспилотник в случае потери контроля над ним. Для этого можно использовать дистанционно управляемые глушители сигнала, установленные в беспилотнике, но не связанные с его бортовой системой, а также глушители сигнала по маршруту движения.

9. Разработка качественного исходного кода и архитектуры системы, проверка на уязвимости и использование лучших мировых практик.

10. Комплекс систем безопасности по предотвращению вторжений, проведение аналитики и корреляция событий подсистем беспилотника для выявления аномалий.

Сделано в России

Пока неизвестно, как будут выглядеть и функционировать беспилотные фуры, которые в итоге начнут курсировать вдоль М-11. Возможно, для их создания пригодятся наработки компаний, которые уже сейчас конструируют и тестируют грузовой транспорт без водителей. Один из пионеров беспилотного автопрома в России — группа компаний «КАМАЗ».

Сергей Когогин, генеральный директор автоконцерна «КАМАЗ»:
«Развитие беспилотного транспорта, в том числе и грузового, — один из основных трендов автомобильной отрасли. Мы разработали линейку грузового беспилотного транспорта различного применения. Часть этой техники уже прошла или проходит испытания в реальных условиях эксплуатации на закрытых территориях. Следующий этап — эксплуатация на дорогах общего пользования».

Разработчик: КАМАЗ (Россия)
Продукт: бескабинный электромобиль «Челнок» (КАМАЗ-3373)
Описание: может перевозить до 10 тонн груза, без подзарядки преодолевает 50 километров. На кузове расположены лидары и камеры машинного зрения. Искусственный интеллект позволяет автомобилю самостоятельно передвигаться по дорогам наравне с другими участниками трафика. Это уже шестой беспилотник КАМАЗа, но первый — бескабинный.

Разработчик: Evocargo (Италия)
Продукт: электрический грузовик Evo1
Описание: автономный грузовик способен перевозить до 1,5 тонн, дальность его хода — до 250 километров. В 2021 году компания планирует представить версию на водородных топливных элементах. Также Evocargo завершает работу над укрупненной моделью: магистральный беспилотник Evo-3 будет работать на водороде, поднимать до 40 тонн и перемещаться на расстояние до 1000 километров.

Разработчик: SberAutoTech (Россия)
Продукт: электрический беспилотник ФЛИП
Описание: предназначен для перевозки людей и легких грузов на «последней миле». В основе конструкции ФЛИП — электрическая платформа, источник питания — модуль батарей, которые можно заменить не более чем за пять минут. Для оценки окружающей ситуации использует лидары, радары и камеры. Умеет распознавать пешеходов и препятствия, принимать решение об ускорении, торможении и повороте, общаться с другими ФЛИПами и дорожной инфраструктурой.

Где можно испытывать беспилотники?

Прежде чем беспилотники начнут экспериментальное движение по М-11, их предстоит испытать. Предполагается, что делать это разработчики будут на двух полигонах в центральной части России.

Связующее звено

Как мы уже говорили выше, трасса для автономного транспорта вдоль М-11 — первый этап проекта «Беспилотные логистические коридоры», части стратегических инициатив Минтранса России. Изначально планируется, что система инновационных дорог будет поддерживать все стандарты всех производителей, в том числе зарубежных: от дооборудованных серийных моделей до созданных с нуля бескабинных автомобилей. Благодаря такой универсальности Россия сможет перевозить транзитные грузы между Китаем и Европой и в итоге войдет в тройку крупнейших стран-транзитеров.

Чтобы стать связующим звеном между противоположными частями континента, необходимо будет решить важный вопрос. Дело в том, что сегодня существует два стандарта V2X-связи (Vehicle-to-Everything), то есть взаимодействия беспилотников и «умной» инфраструктуры. Китай предпочел протокол C-V2X, согласно которому грузовик и, например, светофор постоянно обмениваются информацией через сотовую сеть. Буква С как раз и означает cellular, то есть «сотовый». А Европа склоняется к стандарту ITS-G5, предполагающему, что беспилотник и объект инфраструктуры будут «общаться», только если окажутся рядом. С технической точки зрения протоколы работают одинаково хорошо. Специалисты предполагают, что их можно было бы поместить в один частотный диапазон (на некотором расстоянии друг от друга), а модули для грузовиков и фур делать двухсистемными.

Кирилл Богданов, заместитель министра транспорта: «Инфраструктура и технологическая сеть передачи данных должны обеспечивать проезд всех беспилотников, российских и иностранных. Только в этом случае мы сможем проложить логистические коридоры для автономных перевозок между Азией и Европой. Мы будем расширять круг участников проекта и готовить масштабирование протестированных решений на другие трассы, включая М-12 от Москвы до Екатеринбурга. До 2030 года в беспилотные коридоры будет включено 19,5 тыс. километров федеральных дорог».

  • До 6 млн рублей потребуется на оснащение одного километра дорог, чтобы их мог использовать беспилотный транспорт. Это увеличит стоимость строительства километра федеральной трассы менее чем на 0,5%.
  • В 10 раз может увелиться доля России в перевозках на маршруте Китай — Европа, если будет реализован комплекс стратегических инициатив Минтранса. В том числе — логистический коридор для беспилотников.
  • До 2030 года на автомобильную часть федерального проекта «Инфраструктура беспилотных и подключенных транспортных средств» планируется потратить свыше 379 млрд рублей.
  • На создание сети зарядных и заправочных станций для автомобилей на автоматическом управлении собираются израсходовать более 155 млрд рублей.

Трасса для беспилотников между Москвой и Петербургом способна кардинально изменить рынок грузоперевозок в России: сделать его более инновационным, технологичным и экономически привлекательным. Безусловно, проект требует концентрации многих ресурсов — административных, финансовых, материальных. Но столь влиятельный состав участников консорциума, какой мы видим сейчас, позволяет надеяться, что первые фуры без водителей поедут по М-11 в назначенный срок: к 2024 году.