ГК «Деловые Линии»

Официальный пресс-центр

Южный поток: доставка товаров из Турции добралась до частных клиентов


Западные санкции кардинально изменили отечественный рынок грузоперевозок. Уход европейских игроков нарушил логистические потоки в Россию. В таких условиях начали развиваться новые направления поставок.

Фото: Vostock-photo

Весной западные страны запретили ввоз в РФ ряда категорий товаров. Ограничения отрезали Россию от поставок из Европы. Санкции коснулись перевозок морем, по воздуху и суше. С отечественного рынка ушли крупные логистические компании, такие как Maersk. Другие участники рынка, например DHL, перестали оказывать некоторые услуги. В ответ Россия с 1 октября запретила въезд крупногабаритных фур из «недружественных» стран.

По данным международного провайдера логистических услуг TelsGlobal, только в первой половине 2022 года грузооборот между Россией и Евросоюзом снизился более чем на треть.

«Безусловно, грузопоток из Европы сократился в разы. На данный момент ввозится только тот товар, который не подпадает под санкции и контр-санкции. Но даже с этими грузами возникает проблема: огромное количество европейских поставщиков и перевозчиков отказываются продавать и отгружать товары напрямую в РФ, опасаясь санкций. Также накладывает свой «колорит» эмбарго по авиа/морским перевозкам в РФ, введённое ЕС и США ещё в феврале», — констатирует генеральный директор SLSAgency, ACEX в Санкт-Петербурге Евгений Апасов.

Как отмечает гендиректор информагентства INFOLine Иван Федяков, морские порты Севера и Северо-Запада ощутили «драматические» потери. Так, контейнерный порт Петербурга потерял порядка 70% грузопотока.

«Конечно, радикально изменились грузопотоки. Это связано с тем, что из-за санкций товар перестал приходить либо уходить из России. Серьёзно упал импорт в РФ, особенно по европейскому направлению. При этом острее всего ситуация ощущается в Петербурге — «окно в Европу» неожиданно закрылось», — комментирует эксперт.

Свято место пусто не бывает
В условиях перекрытия потоков из Европы перспективными стали другие направления грузоперевозок. В первую очередь речь идёт о международном транспортном коридоре «Север – Юг», как наиболее близком для европейской части нашей страны.

Ещё в апреле «дочка» Российских железных дорог «РЖД-Логистика» предложила новый путь — в Турцию через Азербайджан и Грузию. Уже на тот момент была организована отправка контейнерных поездов из Карелии и Петербурга в Новороссийск, крупнейший по оборотам российский порт. Как сообщил замначальника Октябрьского территориального центра фирменного транспортного обслуживания Октябрьской железной дороги Максим Лосев, грузы доходят туда за четыре дня, а затем морем направляются в турецкий Измир, при этом имеется возможность доставить их в любой порт соседней страны.

По словам Апасова, южное направление стало альтернативным путём для доставки грузов из Евросоюза. Теперь посредническая торговая деятельность с «недружественными» странами происходит через среднеазиатский регион, ОАЭ и Турцию.

«Номенклатура грузов разнообразная, в подавляющем большинстве не подпадающая под различные типы рестрикций. Таким образом, европейский экспорт превращается после перепродажи в турецкий и эмиратский, если поставщик готов продавать товар», — говорит участник рынка.

Как отмечают в группе компаний «Деловые Линии», с момента перераспределения потоков значительно вырос спрос на доставку сборных грузов из Турции. К августу количество таких запросов увеличилось на треть. Как правило, транзитом через республику в Россию поставляют автозапчасти, комплектующие, оборудование и сырьё. Товары идут в пункт назначения из Юго-Восточной Азии, Индии, ЕС, Северной Африки и Южной Америки.

Реагируя на растущий спрос, логистический оператор летом открыл собственную сборную линию из Европы через Турцию для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. С новой услугой доставка ускорилась вдвое, а её стоимость сократилась на четверть по сравнению с наземной транспортировкой. В октябре компания запустила на турецком направлении регулярные контейнерные перевозки. После трёхдневного пути в Новороссийск груз отправляется на ближайший терминал или напрямую получателю. Товары доставляются еженедельно, перевозки осуществляются для юрлиц и ИП.

Из Стамбула за неделю
Теперь же доставка товаров из Турции весом до 100 кг и объёмом не более 0,5 кубометра доступна и для физлиц-клиентов «Деловых Линий». В компании запуск новой услуги связывают с растущим числом россиян, покупающих в этой стране продукцию местного и европейского производства. Например, мебель, товары для дома и сада, стройматериалы, спортивный инвентарь.

Срок морской перевозки от склада в Стамбуле до терминала в Ростове-на-Дону составит от семи дней. Заказать доставку можно при наличии инвойса — документа, подтверждающего покупку товара за рубежом.

Как видим, участники рынка ощутили трудности в новой экономической реальности, но успешно находят пути их решения. По данным Турецкого института статистики, уже в июне экспорт товаров в Россию вырос на 46% по сравнению с прошлым годом и составил $791,4 млн. Увеличились объёмы поставок механических устройств, электрооборудования, наземного транспорта и его компонентов, пластмассовых изделий и сырья.

Кроме того, грузопотоки между двумя странами упрочат проект международного газового хаба, который заменит газопроводы «Северного потока». Идею продажи российского «голубого» топлива через Турцию в третьи страны в октябре выдвинул президент РФ Владимир Путин. Инициативу уже поддержал турецкий лидер Реджеп Эрдоган.