ГК «Деловые Линии»

Официальный пресс-центр

Статус надежности в логистике


Эксперты назвали лидеров грузоперевозок 2023 года

На российском рынке сформировалось более четырех десятков тысяч компаний, занимающихся автомобильными грузоперевозками. Однако, несмотря на впечатляющее число игроков, подтвердить высокий уровень оказания услуг смогли лишь единицы. К таким выводам пришли аналитики нескольких независимых рейтингов.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

В прошлом году эксперты и потребители услуг транспортных компаний по отправке сборных грузов (LTL) заговорили о необходимости наличия независимых рейтингов надежности логистических компаний. Оценка потребовалась после того, как многие пользователи столкнулись с недобросовестным исполнением задач по грузоперевозкам. Сами транспортные компании обозначали сложности на рынке, ведь из-за введения санкций, скачков курса валют менялись логистические цепочки, стоимость услуг. Операторы сталкивались со значительными издержками, связанными с возросшими операционными расходами, дефицитом автотранспортных средств и водителей. На рынке заговорили о том, что компании стали все больше уходить в «серую зону». В таком случае рейтинги становятся инструментом контроля этой отрасли и помогают определить качество конкурентной среды.

Один из самых свежих рейтингов был подготовлен в конце декабря аналитиками РБК — «Российский рынок коммерческих автомобильных грузоперевозок 2023». По данным «СПАРК-Интерфакс» эксперты выявили 44,6 тыс. зарегистрированных компаний с видом деятельности «автомобильные грузоперевозки». Большая часть из них — 89,5% — представлена микропредприятиями с оборотом не выше 120 млн рублей. Доля средних и крупных составила всего 1,3%. Так, у 437 компаний оборот варьируется в пределах 0,8–2 млрд рублей, и лишь у 161 предприятия превышает 2 млрд рублей. «Сложившаяся ситуация свидетельствует как о высокой конкурентности рынка автомобильных грузоперевозок, так и о наличии значительной доли “серых” операторов, намеренно занижающих свои финансовые показатели в целях ухода от налогов»,— делают вывод аналитики.

Проведя детальный анализ, они выявили лидеров рынка. Крупнейшей компанией по росту финансовых показателей стала ГК «Деловые Линии». Выручка логистического оператора по итогам 2022 года выросла на 28,7%, до 75 млрд рублей. Второе место в выборке игроков российского рынка коммерческих автомобильных грузоперевозок заняла ГК «Монополия» с выручкой 40,5 млрд рублей. На третьем месте — ITECO с 33 млрд рублей.

На повышенных скоростях

Эксперты при составлении рейтинга также сравнили в тестовом режиме скорость доставки крупнейших операторов. В рамках исследования было отправлено 20 посылок из Москвы и Санкт-Петербурга в Астрахань, Владивосток, Екатеринбург и другие города России. В ходе эксперимента сравнивали семь транспортных компаний. По результатам самое короткое среднее время отправлений из Москвы и Санкт-Петербурга показала ГК «Деловые Линии» — 4,6 дней, на втором месте СДЭК с показателем 4,8 дней, на третьем DPD — 5,8 дней.

Аналитики также оценили уровень цифровизации грузоперевозчиков. В исследовании учитывались такие критерии, как оптимизация складских процессов, использование системы управления перевозками, переход на электронный документооборот и другие характеристики. Первую строчку разделили «Деловые Линии» с ПЭК, набрав 91 балл из 100.

Оценка на перспективу

Согласно озвученным в исследовании мнениям логистических операторов, в условиях нестабильности и постоянных потрясений рынка клиенты выбирают компании не по принципу низкой стоимости предоставления услуг, а делают выбор в пользу надежности и предсказуемости. Репутация перевозчика и его статус на рынке играют значительную роль.

В части спроса игроки рынка сходятся во мнении, что увеличению оборота перевозок сборных грузов на российском рынке будет способствовать укрепление интернет-торговли. Причем уже сейчас делается ставка не только на крупные маркетплейсы, которые заняли значительную долю в последние два года. Многие крупные бренды начинают активное развитие собственных площадок онлайн-продаж, позволяющих более эффективно работать с клиентской базой. Не исключено, что доля маркетплейсов на двухгодичную перспективу снизится на 20–30%, а отыгравшим этот рынок B2C-брендам понадобятся курьерские компании.

Еще один из ключевых трендов — рост отечественного производства. Промышленность активизировала свои обороты, стремясь как максимально расширить рынок сбыта продукции, так и обеспечить оперативное снабжение сырьем. Логистические операторы продолжат развивать маршрутные сети в России. А также компании делают акцент на развитие перевозок в другие станы. На международных направлениях больше всего растет спрос на доставку между Россией и странами СНГ, Китаем, Турцией и ОАЭ.