ГК «Деловые Линии»

Официальный пресс-центр

Интеллектуальные системы: новые извилины


  • РЖД-Партнер
  • Мнение
  • 01 декабря 2020
  • Александр Солнцев

Росстандартом приняты 10 национальных стандартов в области умного производства. Развитие каких сфер деятельности на транспорте должны стимулировать новые стандарты?

Фото: Деловые Линии

 

Куда цифра путь держит?

Ученые МАДИ изучили все имеющиеся интеллектуальные транспортные системы (ИТС), чтобы попытаться выделить типовую линейку продуктов. Как отметил профессор МАДИ Султан Жанказиев, если первые ИТС создавались на замену обычным автоматизированным системам управления дорожным движением, то на следующем этапе они охватили склады и логистические узлы. Сейчас интеграционный процесс продолжается. А вместе с ним расширяется набор умных компонентов. В основном они касаются систем удаленной диагностики в рамках жизненного цикла используемого оборудования. Это означает: основной задачей ИТС становится контроль и мониторинг перевозочного процесса.

Современные логистические цепочки становятся все более сложными, и для повышения их эффективности необходимо собирать, хранить и анализировать большие объемы данных. Соответственно частные компании активнее применяют технологии больших данных, которые позволяют интерпретировать информацию, чтобы рациональнее использовать ресурсы и управлять рисками, сообщил генеральный директор ГК «Деловые Линии» Фарид Мадани.

В качестве примера он привел сбор данных с транспортных средств и GPS-трекеров для анализа манеры вождения водителя и состояния машин. Это улучшило качество сервиса и сократило издержки в работе персонала и расходе топлива. Таким образом, с помощью подобных инструментов можно обнаружить скрытые проблемы и определить перспективные тенденции.

Отмечен интерес и к интернету вещей. Однако пока этот рынок, по словам директора Ассоциации интернета вещей Андрея Колесникова, практически за пределами России. Одна из причин – слабость развития цифровой инфраструктуры.

РЖД на рельсах интеллекта Заметные подвижки в сегменте ИТС происходят на железнодорожном транспорте. Они уже не только охватывают сегмент операторских компаний, но и находят распространение у грузоотправителей. Прежде всего – в сегменте металлургии, где развит промышленный транспорт. Например, холдинг «Металлоинвест» объявил о внедрении цифровой системы управления железнодорожным транспортом (АСУ ЖД), которая объединила работу 52 ед. тяги. Используется интерактивная карта, на которой отражены перевозки руды, что ускоряет эффективность диспетчерского планирования. Предполагается подключение к системе дополнительных датчиков для создания единой цифровой экосистемы в рамках программы «Цифровой карьер».

Надзорные органы имеют свои виды на ИТС. В ноябре в РФ протестировали один из ключевых элементов единой системы контроля за транспортировкой продуктов питания. Из Москвы во Владивосток доставлен контейнер-рефрижератор, подключенный к системе температурного контроля скоропортящихся грузов. Нюанс в том, что электронная навигационная пломба была подключена к центру мониторинга Россельхознадзора (АИС «Меркурий») в рамках плана мероприятий по формированию системы транспортировки и контроля скоропортящихся грузов.

В ОАО «РЖД» утверждена концепция проекта «Умный локомотив». Сейчас апробируются отдельные компоненты проекта, в частности техническое зрение, сообщил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Дирекции тяги Олег Валинский. Блок «Цифровое депо» охватывает автоматизацию управления парком, локомотивными бригадами и деповской инфраструктурой.

«Мы сегодня видим локомотив как ключевой элемент интеллектуальной системы движения поездов. Он должен стать единым центром сбора информации не только о себе самом, но и о железнодорожной инфраструктуре и других локомотивах», – сказал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – главный инженер ОАО «РЖД» Сергей Кобзев.

Правда, проект «Умный поезд» пока в начальной стадии. Но его обещают вывести в практическую плоскость в 2022 году. Речь идет о создании системы, в которой локомотив мог бы самостоятельно считывать сигналы от напольной инфраструктуры и передавать данные о своем состоянии. Систем авто ведения и автомашиниста уже недостаточно. Например, для дальнейшего сокращения интервалов движения поездов необходимо автоматизировать процессы пропуска на станциях. Для этого потребуются новые каналы радиосвязи (LTE намечено опробовать на крупных сортировочных станциях и Московском центральном кольце с учетом перспектив внедрения 5G) и освоение интернета вещей. Однако пока такие задачи производителям подвижного состава не поставлены.

Еще одно направление деятельности – создание цифровых двойников. Они должны помочь оптимизировать ремонт локомотивов и работу крупных станций на сети. В рамках системы «Умные руки» на ОЖД тестируется внедрение элементов дополненной реальности (обмен технической информацией с электромонтером на объектах с помощью цифровых очков и шлема с тепловизором), сообщили в АО «ОКБ «Электроавтоматика» им. П. А. Ефимова. Отдельное направление – внедрение ИТС на складах при грузовых дворах РЖД. Первоначально цифра охватит склады запчастей локомотивных депо и экипировочные центры на станциях. Соответственно они будут оснащены дополнительными датчиками.

Появление общих стандартов для умных технологий позволит усилить их интеграцию и снизит риски при их разработке и внедрении, считает заместитель начальника департамента информатизации ОАО «РЖД» Герман Суконников. Заметные подвижки в сегменте ИТС происходят на железнодорожном транспорте. Они уже не только охватывают сегмент операторских компаний, но и находят распространение у грузоотправителей.