ГК «Деловые Линии»

Официальный пресс-центр

Комплексная логистика: рост спроса и причины интереса к отрасли


По оценке экспертов, российский рынок комплексной логистики (3PL) в 2023 году составил 338 млрд руб., а в 2027 году он может вырасти до 486 млрд руб. О причинах интереса к отрасли и основных тенденциях рассказывает заместитель генерального директора по развитию ГК «Деловые Линии» Дмитрий Хрущалев.

 

Фото: Kandinsky; Unsplash

 

Что такое комплексная логистика

Чтобы объяснить, что представляет собой комплексная логистика, известная также как 3PL, важно рассказать и о таких понятиях, как 1PL и 2PL.

1PL (от англ. First-Party Logistics — «логистика первой стороны») — это модель организации логистических процессов, при которой компания сама осуществляет хранение товара на своем складе и его перевозку.

2PL (от англ. Second-Party Logistics — «логистика второй стороны») — это модель, при которой владелец груза для каждой операции нанимает «вторую сторону», то есть подрядчика.

А 3PL (от англ. Third-Party Logistics — «логистика третьей стороны») — это модель, при которой заказчик обращается за комплексом логистических услуг к 3PL-провайдеру, а тот осуществляет все связанные с ним бизнес-процессы. При этом он может как использовать свои активы, так и обращаться к субподрядчикам.

Драйверы роста и вызовы рынка комплексной логистики

Рынок комплексной логистики в России стабильно растет.

Если проиллюстрировать его динамику на примере «Деловых Линий», то спрос на комплексные складские услуги компании за первые 8 месяцев 2024 года увеличился более, чем на 30% к аналогичному периоду прошлого года. Большинство запросов поступает из Московского региона, но также фиксируется увеличение спроса в Новосибирске, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. Основными драйверами рынка по-прежнему остаются активное развитие интернет-торговли и спрос на услуги фулфилмента.

При этом на рынке наблюдается дефицит свободных складских площадей высокого класса (А+, А, В), а также нехватка трудовых ресурсов — работников склада и водителей. В логистической отрасли за первые 8 месяцев 2024 года потребность в работниках склада выросла на 27,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, спрос на водителей категории Е увеличился на 53,9%, а на водителей категории В и С — на 61%. Вместе с тем рост конкуренции за вакантные складские площади и складских сотрудников отмечается и со стороны быстрорастущих маркетплейсов.

Это приводит к жесткой отраслевой конкуренции за трудовые ресурсы.

Фото: Kandinsky; Unsplash

 

Кто основные клиенты 3PL-операторов

В услугах комплексной логистики наиболее заинтересованы ритейлеры, производители и поставщики товаров повседневного спроса (FMCG), автозапчастей, оборудования, фармацевтики, в том числе реализующие свои товары через интернет.

В частности, у 3PL оператора «Деловые Линии» в I полугодии 2024 года наиболее востребованными эти услуги оказались у поставщиков FMCG товаров, автозапчастей и оборудования.

В целом основные клиенты 3PL-операторов — это компании с широким ассортиментом товаров, которым требуется точная сборка заказов на складе, своевременная отгрузка по номенклатуре без пересорта, регулярная доставка в торговые сети, на маркетплейсы или до конечного потребителя.

Почему бизнес выбирает 3PL-услуги

Когда логистика передана на аутсорсинг, бизнесу не нужно приобретать собственные активы для организации хранения и доставки товара, нанимать персонал и нести сопутствующие затраты. Это обеспечивает больше финансовой гибкости и пространства для маневра, что особенно актуально в условиях высокой неопределенности. Также поставщик получает возможность быстро выходить на новые рынки сбыта, разворачивая доставку своих товаров во всех городах присутствия 3PL-оператора. А товары клиента страхуются на все время транспортировки и хранения.

Помимо этого, когда непрофильный бизнес — в данном случае складская и транспортная логистика — передается на аутсорсинг профессионалам с большим опытом, возрастает эффективность всех процессов: повышается точность сборки заказов, сокращаются сроки доставки, что, в свою очередь, повышает удовлетворенность конечного потребителя. Также поставщик получает возможность оперативно управлять складскими запасами: сокращать или увеличивать сток, в зависимости от конъюнктуры своего рынка.

Фото: Kandinsky; Unsplash

 

Кроме того, когда вся логистическая цепочка (склад + перевозки) обслуживается одним логистическим оператором, бизнесу нужно контролировать единственного исполнителя, а не несколько компаний. Все вопросы решаются через одну входную точку, а оператор, в свою очередь, прозрачно видит каждое звено логистической цепочки, что позволяет ему предоставлять высокий уровень услуг.

Роль цифровых решений в комплексной логистике

Эффективность 3PL-логистики во многом достигается за счет цифровых решений, которые обеспечивают оптимизацию всех процессов — например, управление товародвижением на складе и перевозками онлайн.

Особое место среди этих решений занимают различные системы управления складом (WMS).

Например, на всех складах «Деловых Линий» используется система TopLog. Благодаря ей, компания может эффективно управлять заказами на приемку и отгрузку товаров со склада, прозрачно отслеживать груз по артикулам, серийным номерам, качеству и другим параметрам, включая маркировку «Честный знак». За счет оцифровки складских операций оптимизированы маршруты техники и персонала, равномерно распределена нагрузка на склад, сокращены ошибки при сборке заказов и минимизирована пересортица.

Также WMS система интегрируется с системами и базами клиента, позволяет формировать различные виды отчетности, например, по ликвидности товара, и обеспечивает коммуникацию между 3PL-оператором и клиентом в режиме онлайн.

Прозрачность отчетности и процессов, которую обеспечивает WMS, позволяет принимать более обоснованные управленческие решения по складу и остаткам товара.

Для подключения интеграции собственных систем и баз с WMS заказчик сначала знакомит сотрудников своего IT-отдела с техническим заданием от 3PL-оператора. Далее разрабатываются методы взаимодействия с WMS, проводится тестирование и согласуется запуск в продуктивной среде. Если клиент обладает широким спектром бизнес-процессов и использует собственное решение по интеграции с WMS-провайдером, то возможна интеграция по условиям заказчика.

Если говорить о времени, которое требуется на интеграцию систем и баз заказчика с WMS, то зафиксированный оператором «Деловые Линии» рекордный срок подключения составил один день: утром заказчик получил ТЗ, а вечером тестирование было уже завершено.

На что обратить внимание при выборе 3PL-оператора

Если вы решили передать логистику на аутсорсинг, то при выборе 3PL-оператора обратите внимание на:

  • наличие ведения регулярной отчетности по показателям качества сервиса;
  • уровень качества по ключевым показателям: точность сборки заказов на складе, своевременность отгрузки/ приемки, сохранность товара при хранении и перевозках;
  • наличие у оператора WMS-системы, которую можно интегрировать с вашими системами и базами, а также опытных специалистов, способных реализовать интеграцию;
  • гибкость и готовность оператора удовлетворять нестандартные запросы;
  • опыт работы оператора с компаниями из вашей отрасли и наличие отраслевых решений.

Учтите, что, если оператор ранее не работал с определенной отраслью, ему придется «изобретать велосипед», тем самым поддерживая высокую вероятность ошибок до тех пор, пока он не наработает соответствующий опыт. Например, поставщикам крупногабаритного оборудования важен учет товародвижения в кубических метрах и сохранность грузов при перевозке. Компаниям, которые занимаются автозапчастями, нужно, чтобы 3PL-оператор умел работать как с крупногабаритными, так и с мелкими или хрупкими комплектующими, мог организовывать хранение лобовых стекол на специальных стойках, мелких деталей — в специальных мелких ячейках, и вел поштучный учет. Представителям некоторых отраслей — например, поставщикам БАДов или обуви — важно сканирование маркировки «Честный знак».

Поставщикам товаров народного потребления необходимо, чтобы оператор осуществлял отгрузки по принципам FIFO (от англ. first in, first out — «первым приходит — первым уходит; метод управления запасами, который подразумевает, что товары, которые поступили первыми, должны первыми покидать склад) и FEFO (от англ. о first expire, first out — «первым истекает — первым выходит»; метод управления запасами, который подразумевает, что товары, срок годности которых истекает в ближайшее время, должны быть использованы или проданы первыми).

Все клиенты 3PL-услуг по-своему уникальны, поэтому готовность компании индивидуально подходить к каждому заказчику, как можно глубже интегрироваться в его бизнес-процессы и адаптироваться под его потребности необходима для успеха в этой сфере.