ГК «Деловые Линии»

Официальный пресс-центр

Миллиарды не в грузовики, а в ИТ. В чем феномен цифровой логистики в России


Российские компании из сферы грузоперевозок активно инвестируют в цифровизацию, поскольку это позволяет значительно повысить их эффективность и конкурентоспособность, а также улучшить качество обслуживания клиентов. О тренде цифрой логистики TAdviser поговорил с участниками рынка в августе 2024 года.

Минтранс РФ

По прогнозам Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ, спрос на решения для цифровизации рынка транспорта и логистики будет расти на 21% в год ежегодно и к 2030 году превысит 626 млрд рублей. В отрасли используют электронный документооборот, системы мониторинга (GPS-трекеры, NFC-метки и т. п.), системы управления складом (WMS), системы учета транспорта (TMS), а также роботов и беспилотные автомобили.

Очевидными эффектами от внедрения цифровых платформ является упрощение процессов взаимодействия участников рынка, повышение качества услуг и снижение затрат.

Директор по развитию продукта «Яндекс.Магистрали» (платформа для организации грузоперевозок) Александр Гаврилов перечислил три главных преимущества, которые обеспечивает развитие информационных технологий в логистике:

  • автоматизация процессов, снижающая риск ошибки из-за человеческого фактора;
  • повышение качества аналитики, что, в свою очередь, помогает компании снизить расходы;
  • формирование единых стандартов в отрасли.

Компании из сферы грузоперевозок активно инвестируют в цифровизацию из-за потребности нехватки персонала на складских и транспортных операциях, говорит ИТ-директор Boxberry Станислав Чегодаев. Еще одна причина, по его мнению, заключается в высоком уровене партнерских взаимодействий при организации различных схем доставки груза.

«Их невозможно реализовать без интеграций ИТ-систем между игроками рынка. Приходится интегрировать и статусную модель движения груза, и SLA\SLO как по логистике, так и по ИТ-сервисам», — сказал Чегодаев.

Влияет на решение инвестировать в цифровизацию и существенный рост рисков в сфере информационной безопасности. «Потоковый» бизнес очень чувствителен к перебоям в доступности ИТ-систем, добавил CIO Boxberry. Тому подтверждением является сбой в работе СДЭК, который произошел в конце мая 2024 года и продолжался несколько дней.

По мнению директора по цифровой трансформации бизнеса «Байкал-Сервис ТК» Сергея Майдебуры, для выстраивания оптимальных процессов взаимодействия логистическая отрасль просто вынуждена быть развитой в автоматизации и стремится оцифрововать все, что можно. И не просто быть развитой, а идти в ногу с передовыми тенденциями в этих областях. При этом эксперт предупредил, что «цифровизация – не цель для компании, а средство: не стоит нестись сломя голову за модой».

К августу 2024 году у логистического рынка России наблюдается сравнительно невысокий уровень цифровизации, отмечают в пресс-службе ГК «Деловые Линии».

«Ключевой проблемой там назвали отсутствие комплексных отраслевых ИТ-решений. Каждая транспортная компания самостоятельно выстраивает внутренние процессы, используя их как свое конкурентное преимущество. Поэтому продвижение большинства операторов идет как раз за счет оптимизации собственных бизнес-решений», добавили в «Деловых Линиях».

К августу 2024 года в России происходит внедрение электронных транспортных накладных и создание Единого цифрового реестра автоперевозчиков (ГосЛог), являющегося частью Национальной цифровой транспортно-логистической платформы (НЦТЛП), призванной существенно упростить процессы взаимодействия и обмена документацией при осуществлении международных перевозок. Комментируя развитие этих госпроектов, руководитель дирекции по развитию бизнеса в IBS Александр Толгский отметил, что за счет привлечения большого количества участников рынка, работающих по единым правилам, цифровые платформы позволяют оперативно выявлять узкие места при взаимодействии бизнеса между собой и с органами исполнительной власти, оперативно принимать решения, способствующие эффективному развитию отрасли в целом.

Директор по развитию бизнеса в ритейле и FMCG компании «Крок» Дмитрий Смирнов считает, что цифровые платформы революционизируют логистическую отрасль. Аналитика больших данных и машинное обучение позволяют прогнозировать спрос, выявлять колебания и пиковые периоды. Это жизненно важно для логистической цепочки, поскольку позволяет планировать материальные ресурсы, производство, финансы и оценивать риски. А интеграция с другими системами обеспечивает бесшовную работу и повышает эффективность бизнеса в целом, добавил он.

Кроме того, цифровизация помогает компаниям из сферы грузоперевозок соответствовать требованиям регулирования и экологическим стандартам, указывает начальник автоколонны ГК «Семья» Павел Филимонов. Он привел следующие примеры: с помощью цифровых решений эффективно управлять данными, контролировать выбросы углекислого газа и оптимизировать использование ресурсов.

Опрошенные TAdviser участники рынка сошлись во мнении, что инвестиции в автоматизацию работы логистических компаний быстро окупаются, поэтому спрос на цифровые решения в отрасли растет. Основатель и директор «Биржи грузоперевозок ATI.SU» Святослав Вильде говорит, что в ручном режиме, логист в среднем может обрабатывать от 3 до 5 заявок в день, с помощью современных ИТ-инструментов – до 15-20 заявок.

«Цифровые платформы решают главную задачу участников рынка логистики – поиск надежного перевозчика по самой оптимальной цене», — подчеркнул Вильде.