ГК «Деловые Линии»

Официальный пресс-центр

Операторами АСВГК могут стать как частные компании, так и казенные учреждения — чиновник


Операторами автоматизированных систем весогабаритного контроля движения транспортных средств (АСВГК) на автомобильных дорогах могут стать как частные компании, так и казенные учреждения, сообщил журналистам и.о. директора департамента госполитики в области дорожного хозяйства Минтранса РФ Григорий Волков в ходе конференции "Грузовые автоперевозки: вызовы и возможности - 2019" во вторник в Москве.

Фото: уез.rosavtodor.ru

 

При этом он напомнил, что согласно проекту системы на автодорогах федерального значения будут установлены 387 рамок, на региональных дорогах предполагалась установка 366 рамок. Г. Волков также добавил, что на региональных дорогах рамок будет значительно больше, чтобы исключить возможность объезда. «Ряд регионов такие рамки устанавливают. Есть около двух десятков рамок на федеральных дорогах», — сказал он, добавив, что установка комплексов начнется в 2020 году, на региональных дорогах — в 2021 году. «Таким образом, мы будем перекрывать самые загруженные направления и уже после этого масштабировать систему, перекрывая тем самым такие объезды», — пояснил он, добавив, что до конца 2024 года система будет функционировать полностью.

«Мы планируем, что к 2022 году сама система комплексно заработает — и дальше мы будем уже реагировать на какие-то незначительные отклонения, на установку рамок в места, где это возможно объехать. Также будем использовать систему риск-ориентированного подхода при использовании мобильных групп контроля», — добавил чиновник, отметив, что в данном случае речь идет об использовании мобильных групп на выезде с карьеров, участков лесозаготовок и т.п.

При этом создание системы ведется при участии бизнеса. «Создана рабочая группа, которая отслеживает именно работу по созданию системы весогабаритного контроля. У нас ведется реестр всех замечаний, которые существуют по действующей системе, а также замечаний и предложений, которые есть по системе, которую мы создаем. Все эти вопросы мы отрабатываем и последовательно разбираемся с каждым кейсом», — сказал Г. Волков.

В рабочую группу, по его словам, вошло порядка 20 компаний и ассоциаций автоперевозчиков. Среди предложений рабочей группы — тестовый период при запуске системы в течение трех месяцев. «Сегодня мы говорим о том, что мы это на федеральном уровне сделаем, задача номер два — убедить регионы, что они тоже должны вводить тестовый период в течение трех месяцев», — сказал он, отметив, что в Минтрансе надеются повысить доверие автоперевозчиков к системе за счет тестового периода.

Операторы, конкурс и бизнес

По словам Г. Волкова, операторов АСВГК должно быть несколько. «Мое личное мнение — лучше, чтобы все-таки было несколько операторов, которые могут предоставить свою услугу. Опять же, это развитие конкуренции. Но на федеральном уровне абсолютно точно это будет единый оператор, в единых руках мы будем концентрировать всю работу системы весогабаритного контроля, отдельно стоит подумать над тем, как вести единую базу нарушителей и единую базу перевозчиков, чтобы их информировать о том, что у них есть какие-то нарушения», — сказал он.

При этом чиновник отметил, что обязательным требованием перевозчиков было учесть наличие информирования в случае проезда транспортного средства с нарушением. «Мы понимаем, что если каждый субъект будет вести свою систему информирования, то мы никогда толком не сможем информировать перевозчика, либо информация по нему будет поступать слишком долго. Мы сейчас прорабатываем этот механизм, который будет «наверху», единый личный кабинет — подобный функционал появится в федеральной системе», — сказал Г. Волков, добавив, что будет предусмотрен обмен информацией с региональной системой.

По его словам, заинтересованность в участии в конкурсе высказывали многие, в том числе есть интерес от банков. «Но сейчас наша задача — сделать конкурс именно правильно технологически, потому что многие компании хотят участвовать именно как финансовые инструменты — даже те, которые владеют компетенциями. А вот компании-владельцы интеллектуальной собственности и вот этих технологий, которые нас больше интересуют, им сейчас сложнее», — пояснил он, добавив, что цель Минтранса — «дать концессию в руки именно владельцам технологий, а не финансовых институтов».

Г. Волков также отметил, что в качестве операторов рассматриваются как частные компании, так и казенные учреждения. При этом он сказал, что на региональном уровне также существуют компании, заинтересованные в реализации проекта, в частности, в Новосибирске это компания, занимающаяся производством весов. «Они объединяются как раз с финансовыми институтами, чтобы выходить совместно на конкурс», — добавил он. При этом, по его словам, есть и иностранные компании, но их участие возможно только на региональном уровне, так как федеральная система будет создаваться и эксплуатироваться российской компанией.

По словам Г. Волкова, сейчас ведется подготовка и структурирование конкурсных процедур. «Мы готовим доклад в правительство, правительство должно определить порядок проведения», — сказал он, отметив, что правительство также определит формат соглашения, концедента, а также ответственного за подготовку нормативно-правовых актов.

«Мы ожидаем, что в этом году конкурсные процедуры пройдут. Планируем, что это все-таки ближе к концу года, четвертый квартал — мы пройдем все процедуры», — добавил он, отметив, что победителя планируется определить также в 2019 г., но указал, что конкурс предусматривает ряд процедурных вопросов, в частности, финансовое закрытие.

Вместе с тем чиновник добавил, что Минтранс РФ ставит перед собой задачу сокращения сроков завершения всех процедур.

О важности учета мнения бизнеса при разработке и внедрении АСВГК во вторник говорили и участники рынка. Так, по мнению ГК «Деловые Линии», автоматический весогабаритный контроль должен внедряться «в согласии с экспертным сообществом».

В компании, в частности, указывают, что участники рынка должны иметь беспрепятственный доступ к данным АСВГК, возможность сравнить массу машины на разных контрольных пунктах, а также перевыставить штраф за нарушение весогабаритных норм заказчикам перевозки.

gravatar@2x

Александр Лашкевич

директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК Деловые Линии

«Необходимо прояснить вопрос открытости работы системы. Перевозчики должны иметь доступ — например, по запросу — к данным АСВГК. Также логистический оператор должен иметь возможность сравнить данные по одному ТС на разных пунктах АСВГК по ходу движения этого ТС. Если перевозчик получил информацию о превышении весогабаритных параметров на одном из постов, то он должен иметь право и возможность получить данные по своему ТС при прохождении очередного поста. Если данные разнятся, это может быть поводом обжаловать вынесенное постановление. Также стоит на законодательном уровне закрепить возможность перевыставления ущерба грузоотправителю в случае перегруза фуры, возникшего у автоперевозчика по вине клиента».

Автоматическая система весогабаритного контроля — рамки фото- и видеофиксации и весы, вмонтированные в дорожное полотно-должна дополнить стационарные пункты контроля. Изначально внедрение системы было запланировано на конец 2020 года, к этому сроку на федеральных дорогах предполагалось создать 387 пунктов весогабаритного контроля транспортных средств. Они будут оснащены автоматическими средствами фото- и видеосъемки и позволят взвешивать автомобили на дорогах без снижения скорости движения.

Минтранс РФ 28 декабря 2018 года сообщал о поступлении частной концессионной инициативы ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» (РТИТС) на создание автоматизированной системы весогабаритного контроля движения транспортных средств на федеральных трассах. В феврале 2019 года заявку о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения по АСВГК подало ПАО «Ростелеком».