ГК «Деловые Линии»

Официальный пресс-центр

Отлаженная механика решения задач: как изменился рынок грузоперевозок за 20 лет


Журналист "Делового Петербурга" посетил один из крупнейших логистических терминалов Петербурга и увидел, как работает индустрия грузоперевозок изнутри.

Фото: Деловые Линии

Складской комплекс «Армада Парк» хорошо виден с Московского шоссе. Заметив его со стороны Москвы, водитель понимает, что приехал в Петербург. Сейчас можно будет выезжать на КАД и двигаться уже к нужному адресу. Но масштабная постройка выполняет функцию ворот в Северную столицу и в другом смысле. Именно сюда свозится значительная часть поступающих в город извне грузов. Они идут на терминал компании «Деловые Линии», расположенный в «Армаде». Компания — один из старейших игроков отрасли, в этом году ей исполняется 20 лет.

Наука доставлять
Общая площадь терминала — 10 тыс. м2, что позволяет единовременно хранить грузы объёмом более 11 тыс. м3. Здесь формируются партии сборных грузов, которые потом отправляются по всей стране вплоть до Владивостока. Но чаще всего они едут в Москву и города Северо-Запада: Петрозаводск, Архангельск, Мурманск, Вологду. Ежедневно сюда приезжают на погрузку около сотни фур и малотоннажного транспорта. Последние собирают заказы со всего города либо, напротив, принимают груз для развозки.

Объёмы перевозок здесь измеряют в основном в кубометрах. За сутки набегает примерно 3,5 тыс. м3.

Фото: Сергей Ермохин

Поскольку груз отправляется в самые разные точки страны, одна из важнейших задач транспортной компании — правильно его распределить по машинам, чтобы «не возить воздух». За это отвечают логисты, которым помогает специальное программное обеспечение и отлаженный процесс оперативной передачи информации о принятом грузе. Современная логистика — это в первую очередь цифровизация, отмечают специалисты. Компании удаётся добиться более чем на 90% загрузки фур, причём возможности копить груз на складе нет — надо укладываться в сроки доставки. Например, коробка, сданная в Петербурге, должна оказаться в Петрозаводске уже на следующий день.

От личных вещей до колоколов
По огромному залу терминала снуют погрузчики, у штабелей с грузом работают приёмосдатчики. Вот один из них наклеивает штрихкоды на пирамиду небольших одинаковых коробок. Около штрихкодов указаны города назначения: Москва, Петрозаводск, Владивосток. Видимо, это партия заказов от интернет-магазина.

Рядом сложены упаковки с этикетками IKEA. Этот магазин — крупный партнёр «Деловых Линий». Покупатель на сайте IKEA может выбрать доставку транспортной компанией, и тогда его заказ сначала прибудет сюда, после чего отправится на адрес получателя. Таких заказов здесь обрабатывают около 160 в день. Их география — весь Северо-Запад России.

Чуть дальше — аккуратная стопка домашних вещей с наклейкой «Тула». Возможно, их хозяин собрался переезжать.

Фото: Сергей Ермохин

Неподалёку видны рулоны тракторных гусениц. Всевозможное промышленное оборудование — частый гость на терминале. Здесь вспоминают, как недавно отправили на север 20-тонную плавильную печь. Вообще, «Деловые Линии» часто берутся за самые нестандартные и эксклюзивные заказы. Например, компания доставляла многотонные колокола и бюсты Александра Невского для Александро-Невской лавры, раритетный автомобиль BMW 1944 года выпуска, списанные пушки из воинской части и т.д. А как-то раз компанию попросили срочно доставить во Владивосток микрофон со стразами, который одна из звёзд отечественной эстрады забыла в Москве. Заказ выполнили, и выступление не было сорвано.

Грузы на высоких шестиярусных стеллажах не только ожидают отправки. Здесь также оказываются услуги по ответственному хранению. Заказчиком может быть как обычный человек, желающий освободить пространство в своей квартире, так и компания, которой нужно где-то хранить временно неиспользуемое оборудование или товары.

Люди прежде всего

Фото: Деловые Линии

Внешнее спокойствие на терминале обманчиво. Здесь уже знают, что пиковые дни приёма и выдачи заказов — это понедельники и вторники. Кроме того, всплеск активности клиентов приходится на конец каждого месяца и квартала, когда компании закрывают свои периоды. Предвидеть это и заранее усиливать рабочие смены — это прямая компетенция руководства терминала.

К слову, персонал, включая руководящий, обычно «растёт» внутри компании. Большинство бригадиров и начальников смен начинали здесь простыми приёмосдатчиками. В «Деловых Линиях» внедрена система обучения персонала — того же приёмосдатчика учат на предприятии целый месяц. Опытные сотрудники не только знают на зубок все технологические процессы, но и, например, могут быстро определить объём того или иного груза.

Фото: Сергей Ермохин

С каждым годом им приходится усиливать свой профессионализм — рынок грузоперевозок высококонкурентен, а запросы потребителей постоянно растут. К примеру, в Москве эксперты оценивают целевой показатель сроков доставки по ожиданиям клиентов в 15 минут между заказом товара и его получением. Не стоят на месте и технологии — беспилотный транспорт, искусственный интеллект и другие решения активно осваиваются бизнесом. Тем интереснее будет наблюдать за развитием индустрии в ближайшее время.

Крупные игроки соревнуются в сервисе, и эта конкуренция выгодна клиентам. Кроме того, мотивирует быстрее внедрять новации. Лидерство на рынке сохранят только те компании, которые будут идти в ногу со временем и не бояться перемен, считает генеральный директор «Деловых Линий» Фарид Мадани. В беседе с «Деловым Петербургом» он рассказал об основных вехах 20-летней истории предприятия, в которых отразилась история всей отрасли.

 

Фото: Деловые Линии

С чего начинались «Деловые Линии»? Вы помните ваш первый заказ?

— История «Деловых Линий» началась с того, что мы арендовали скромное помещение за $250 в месяц, принесли свой компьютер и вооружились справочником «Жёлтые страницы», где искали компании, которым могли бы требоваться грузоперевозки. Машины с водителями привлекали по субподряду. Сначала занялись перевозкой между городами и доставкой от и до адреса клиентов. Первую собственную машину купили в 2002 году, тогда же открыли офис в Москве. С нишей не прогадали, и ёмкость рынка казалась бесконечной. Первая межтерминальная доставка пошла из Санкт-Петербурга в Мурманск, первая автодоставка была осуществлена по Краснодару.

Какие цели вы ставили перед собой 20 лет назад?

— В нулевые годы расти было легко: потребность в грузоперевозках оставалась стабильно высокой, конкурентов появлялось мало и места хватало всем. Весь сервис укладывался в рамки «просто довезти целым, с трезвым водителем, с задержкой не больше недели». За несколько лет стало ясно: развиваться в грузоперевозках можно не просто вправо или влево, но и вверх, и вглубь, и по диагонали. Мы хотели разработать понятные услуги по доступным ценам, гарантировать безопасность доставки и её качество.

На рынке работает много транспортных компаний. Чем «Деловые Линии» отличаются от конкурентов?

— Наша компания была одной из первых, кто вложился в онлайн-сервисы и технологические платформы. Это помогло существенно нарастить клиентскую аудиторию. Но внешние клиентские сервисы — лишь видимая часть айсберга. Основные технологии сосредоточены внутри: системы управления транспортом, складами и т.п. — всё то, что ускоряет, оптимизирует и удешевляет доставку. Сегодня в ГК «Деловые Линии» автоматизировано около 60% процессов, связанных с организацией доставки, что позволяет экономить до 25-30% затрат и времени.

Целый ряд новаций мы запустили первыми в России: в частности, терминалы сбора данных на складах, собственный контакт-центр, сортировочную линию распределения грузов, аналогов которой в стране нет, а также систему диспетчеризации с помощью TMS и мобильного приложения, при которой водители получают задания и отмечают его выполнение в смартфоне. Мы придерживаемся поэтапного пути развития. Любое решение должно быть оправданно с точки зрения эффективности. Не стоит вводить в производство технологии ради технологий.

У нас есть правило: если инновация не окупается в течение 3 месяцев после запуска, мы от неё отказываемся. Математическое моделирование, которое ГК «Деловые Линии» использует в своей предиктивной аналитике, работает и в интересах клиентов, позволяя оптимизировать их бизнес-процессы. Так, на массиве данных можно спрогнозировать, сколько и какого груза понадобится в той или иной точке. Для клиента это явная оптимизация расходов и времени, выявление новых ниш товарного ассортимента, а для конечного покупателя — удовлетворение потребностей наилучшим образом, то есть в нужном объёме и в срок.

Как отразилась на логистическом бизнесе пандемия? Чего она принесла больше — проблем или новых возможностей?

— Наш технологический задел очень пригодился в кризисной ситуации во время пандемии и даже позволил предложить клиентам новые продукты. Так, мы внедрили возможность анализа персональной отчётности по сохранности грузов и срокам перевозки, а также видеосвязь с менеджером в личном кабинете. Кроме того, мы не зависим от того, откуда работают наши сотрудники, — клиенты получают качественную услугу. Есть удалённое управление доставкой, благодаря которому менеджеры справляются с повышенным потоком заявок. Именно в период самоизоляции «Деловые Линии» были включены Минтрансом в перечень системообразующих предприятий страны — ведь мы доставляем в том числе товары первой необходимости, включая медицинское оборудование, антисептики и другие важные позиции. Кроме того, мы провели несколько профильных акций для коллег из пострадавших отраслей малого и среднего бизнеса.

Пандемия стала вызовом для всего мира и практически для всех видов бизнеса. Перестроиться потребовалось очень быстро. Так, резко вырос спрос на адресную доставку — в ответ «Деловые Линии» оперативно провели реновацию автопарка малотоннажных машин, расширили возможности управления заказами через верифицированный номер, ввели возможность общаться с менеджером по видеозвонку. Кратно увеличился интерес к покупкам через маркетплейсы — стали активно работать с крупными ретейлерами, ввели кастомизированные предложения. Резко возросла требовательность клиентов к сроку доставки — вплоть до того, что долгая доставка заставит отказаться от покупки вообще и взять в том интернет-магазине или маркетплейсе, который предложит кратчайший срок. Раньше крупный бизнес мог себе позволить быть неповоротливым и медленным, бюрократическим и негибким. Сегодня компании, не отвечающие требованиям времени, мгновенно теряют свои позиции.

Каким вы видите ближайшее будущее логистики? Какие изменения ждут этот бизнес?

— В будущем государство продолжит борьбу с «серыми» грузоперевозчиками, тем более что благодаря big data и всеобщей автоматизации процесс их выявления значительно упростился. Рынок станет прозрачным и понятным. Логистика — максимально технологичной. Любая оптимизация будет основана на цифровых инструментах и аналитике данных. Конечно, мы ждём повсеместного применения элементов искусственного интеллекта и робототехники. Но умные системы, о которых уже неоднократно говорилось на отраслевых мероприятиях в нашей стране, потребуют значительных комплексных вложений в инфраструктуру. Достичь желаемых результатов можно будет только при тесном взаимодействии государства, бизнеса и научных сообществ. Конкуренция будет всё жёстче, ответственность бизнеса будет расти — и в лидерах будут те, кто сможет быстро адаптироваться к меняющимся условиям, интегрироваться в процессы клиента и предлагать не только качественную доставку (это уже само собой разумеется), но и комплексное решение задачи.

История компании:

2001 Открыли первый офис в Санкт–Петербурге.
2002 Приобрели первый автомобиль и открыли склад в Москве.
2003 Открыли третий склад группы компаний — в Ростове–на–Дону.
2004 У компании уже 16 складов.
2005 Запустили сайт dellin.ru и внедрили систему страхования грузов.
2006 Экспансия на Урал — открыто подразделение в Екатеринбурге. Всего у компании 20 подразделений, в автопарке — 20 машин. Запустили «Личный кабинет» клиента на сайте.
2007 Стала доступна новая услуга — доставка корреспонденции между Санкт–Петербургом и Москвой.
2008 Запустили услуги: доставка груза выделенной фурой, авиа (первая перевозка СПб — Красноярск) и экспресс–доставки (первая перевозка СПб — Москва). В автопарке компании уже 250 машин. Отказались от ручной маркировки грузов и внедрили квитанцию со штрихкодом, а также терминалы сбора данных.
2009 Открыли контакт–центр. Запустили доставки грузов в Белоруссию по ж/д.
2010 За год открыли 23 новых терминала. Стали оказывать услуги безноменклатурного ответственного хранения грузов.
2011 Открыли первое подразделение на Дальнем Востоке — в Хабаровске.
2012 Разработали знаменитый логотип компании. Запустили доставку в Казахстан. Открыли 45 новых терминалов за год. Появились представительства компании в социальных сетях.
2013 Запустили услугу номенклатурного ответственного хранения грузов. Открыли первый склад 3PL. Стали партнёром социально значимых для России проектов: Эстафета Олимпийского огня и XXVII Всемирная летняя Универсиада в Казани. Участвовали в перевозке грузов к саммиту G20, который проходил в Санкт–Петербурге.
2014 Открыли доставку в Крым. Разработали инструменты интеграции для клиентов.
2015 Запустили доставку во все страны ЕАЭС. Открыли первое подразделение в Крыму — в Севастополе. Разработали мобильное приложение сайта — первая транспортная компания, которая это сделала.
2016 Получили сертификат качества ISO 9001. Внедрили страхование сроков доставки. Запустили проект по перевозке грузов, требующих соблюдения температурного режима: перевозка грузов рефрижераторными полуприцепами, а в черте города — малотоннажными рефрижераторами.
2017 Начали доставлять грузы из Китая. Открыли подразделения нового формата у дома в Москве и Санкт–Петербурге. Пополнили автопарк 400 новыми автомобилями группы ГАЗ. Генеральный директор Фарид Мадани признан лучшим топ–менеджером в логистике по версии издания «Деловой Петербург». Запустили новые каналы коммуникации с клиентом — WhatsApp и Viber. Программа для водителей «Покорители дорог» была признана одной из лучших премии HR–Бренд. Победили в номинации «Коммерческий грузовой автоперевозчик» 1–й Национальной премии «Грузовики и дороги — 2017». Организовали первый в России конкурс для дальнобойщиков. Запустили сайт для разработчиков dev.dellin.ru.
2018 Перевели на стандарт «Евро–5» свыше 90% автопарка. Первые в отрасли перешли на онлайн–инкассацию. Получили аккредитацию международной ассоциации воздушного транспорта IATA. Открыли за год 53 новых терминала — рекордное число за всю историю компании.
2019 Признаны «Привлекательным работодателем» (исследование портала SuperJob) и включены в тройку лидеров «Индекс лидерства» (рейтинг сайта Rabota.ru). Вошли в межотраслевой консорциум «Автодата.Рус». Внедрили платформу Sunrise BPMS для сокращения издержек в управлении производственными процессами. Разработали воможность управления заказами по номеру телефона.
2020 Внесены в перечень системообразующих организаций страны (Минтранс РФ). Приняли участие в тестировании ЭТрН. Заняли первое место в рейтинге служб доставки в Москве, составленном рейтинговым агентством RAEX. Контакт–центр «Деловых Линий» два года подряд возглавляет международный отраслевой HR–рейтинг «Апекс Берг Контак–Центр Консалтинг». Открыли подразделение в самом северном городе — Норильске.
2021 Внедрили IT–систему LISAD для оптимизации автодоставки. Открыли доставку грузов из Северной и Южной Америки. Заняли 1–е место по объёму складских площадей в управлении в регионах РФ (рейтинг Knight Frank).

Справка о компании:
Группа компаний «Деловые Линии» занимает первое место по объёму складских площадей в регионах среди логистических компаний РФ (Knight Frank, 2021) и в рейтинге служб доставки в Москве («RAEX-Аналитика», 2020). Включена в перечень системообразующих организаций страны.

Группа компаний оказывает весь комплекс транспортно-логистических услуг: межтерминальные перевозки сборного груза (LTL), транспортировку грузов полными еврофурами (FTL), перевозки в рефрижераторах, доставку от «адреса и до адреса», авиаперевозки, контейнерные перевозки, складские и комплексные логистические услуги (3PL).

География доставки включает более 90% населённых пунктов России, а также 66 стран мира, представляющих Европу, Азию и Америку.

«Деловые Линии» сегодня — это:

  • 20 тыс. сотрудников
  • 242 подразделения
  • 652 тыс. м2 складских площадей
  • 4 тыс. современных транспортных средств разной грузоподъёмности
  • более 5 т перевозимого груза ежедневно