ГК «Деловые Линии»

Официальный пресс-центр

Перегруз: кто виноват и что делать


  • Прогресс технологий
  • Мнение
  • 27 августа 2019

Последние месяцы тема разрушения грузовиками автодорог в зоне особого внимания Минтранса, а вопрос корректности работы пунктов АСВГК – в топе внимания перевозчиков. Вопрос качества строительства дорог традиционно остается за скобками. В свете законодательных ужесточений санкций за перегруз поиск компромисса становится крайне важным.

Фото: pixabay.com

 

Доля региональных дорог, соответствующих нормативам, в стране менее половины, отметил Президент Владимир Путин на заседании Госсовета, посвященном развитию сети автомобильных дорог общего пользования и обеспечении безопасности дорожного движения. Одной из целей нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» является достижение половиной из региональных трасс этих нормативов к 2024 году. Средства в бюджете предусмотрены внушительные: почти 5 трлн рублей будет направлено на дороги.

Чиновники Минтранса винят в разрушении дорог перегруженные грузовики, заявляя, что именно они наносят дорогам ежегодный ущерб, значительно превышающий объем дорожных фондов. Однако Минтранс «забывает», что в российских реалиях укладка асфальта может идти и в снег, и в дождь, а на свежепостроенных дорогах с ограничениями движения грузовиков (то есть там, где ездят только легковые авто) достаточно быстро образуется колейность. Владимир Путин в данной связи напомнил, что регионы должны поддержать внедрение контрактов «жизненного цикла», чтобы строители реально отвечали за результат. В качестве острой проблемы президент обозначил порядок определения цен при выполнении дорожных работ. «Подрядчики зачастую выходят на конкурс, где заведомо занижены цены на битум, асфальт, асфальтобетон, щебень, другие материалы, поэтому компании либо вовсе отказываются от таких подрядов, либо, как им заблагорассудится и как удается, выкручиваются, что негативно сказывается и на качестве дорог, и на сроках выполнения дорожного строительства», – сказал Владимир Путин. Чуть позже на встрече с президентом РФ глава ФАС России Игорь Артемьев сообщил, что в дорожном строительстве сговор отмечается в 80-90% государственных объявленных торгов. Евгений Дитрих на это оперативно отреагировал, что считает такую оценку завышенной.

За себя и за «того парня»

Несмотря на то, что пересмотр системы взаимодействия с подрядчиками и, тем более, первые итоги работы новой системы займут значительное время (от года и больше), фактически отвечать за состояние дорог пока будут перевозчики. Глава Минтранса Евгений Дитрих по итогам заседания Госсовета сообщил, что за перегруз будут применяться «особые меры, очень жесткие: лишение прав с конфискацией автомобиля и с конфискацией груза». Реализация такого сценария способна привести к коллапсу отрасли грузоперевозок и затронуть не только злостных нарушителей, но и вполне добропорядочных перевозчиков. Так, в прошлом году в самом Минтрансе оценивали погрешность измерений автоматических весов в 10%, а стационарных – в 1,5%. По стране, однако, были случаи превышения показателей автоматических весов почти на 40% по сравнению со стационарными и даже выше. Такое значительное расхождение объясняется рядом причин: манерой езды водителя (притормаживание перед рамкой вызывает инерционный перегруз), ненадлежащим качеством асфальта, на котором установлена рамка контроля (для корректности показаний необходимо идеально ровное покрытие определенной плотности), и характером перевозимого груза (насыпные, наливные грузы могут показывать перегруз по осям при соблюдении предельно допустимой массы в целом).

На текущий момент логистические компании находятся в ущемленном положении – без возможности оспорить гигантские штрафы в сотни тысяч рублей и даже узнать о перегрузе, особенно в случае, когда рамка работает некорректно, а характеристики машины отвечают разрешенным весогабаритным параметрам. Возмущение отрасли было принято во внимание и отражено в новом законопроекте о внесении изменений в статьи 11 и 31 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части, касающейся весового и габаритного контроля транспортных средств. В частности, проектом было предусмотрено оборудование весовых пунктов информационными табло, а также оперативное sms-оповещение владельца грузовика о перегрузе. Однако ряд Комитетов Совфеда в своих заключениях от 25 июля 2019 года рекомендовал отклонить законопроект. Так, Комитет по бюджету и финансовым рынкам указал в своем заключении, что не определены источники финансирования установки информационных табло и sms-оповещений, в связи с чем законопроект следует отклонить и создать согласительную комиссию для решения вопроса. Правовое управление со ссылкой на Минтранс отмечает, что затраты на оснащение пунктов контроля только информационными табло (даже без учета sms) составят на автомобильных дорогах регионального, межмуниципального и местного значения — боле 5 млрд. руб., на автодорогах федерального значения — более 4,8 млрд. руб. Без внесения изменений в закон о бюджете эти средства выделить невозможно. В целом Правовое управление на 6 страницах расписало пробелы в законопроекте, в связи с которыми принять его невозможно. В итоге Совфед отклонил законопроект.

Наиболее страдающая в данном случае сторона – перевозчики, которые по-прежнему не могут ни получить данных о перегрузе, ни оспорить штраф в сотни тысяч рублей. В начале лета замминистра транспорта Максим Акимов озвучивал предложение о дифференциации ответственности в зависимости от серьезности нарушения (величины перегруза). Ранее представители транспортной отрасли приводили следующие данные: при перегрузе на вторую ось тягача на 300 кг и при перегрузе транспортного средства по общей массе на несколько тонн сумма штрафа одинакова, хотя потенциальный ущерб дороге в этих двух случаях несоизмерим.

Еще один принципиальный момент – вопрос разграничения ответственности за перегруз транспортного средства. Так, отраслевые объединения грузоперевозчиков предложили зафиксировать возможность взыскивать ущерб за порчу дорог не только с транспортных компаний, но и с владельцев груза. Несмотря на то, что масса груза проверяется и в месте отправления, и в пункте прибытия, при проверках выясняется, что при погрузке владельцы товара нередко неправильно указывают вес груза. Поэтому грузовладельцы хотят подстраховки от предъявления им претензий.

gravatar@2x

Александр Лашкевич

директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК Деловые Линии

«При перевозке полной фурой погрузку осуществляет грузоотправитель, и у перевозчика нет возможности перевесить груз или взвесить транспортное средство. При этом грузоотправитель не всегда указывает в сопроводительных документах корректный вес, а ответственность за перегруз всегда несет перевозчик. Чтобы разрешить данное противоречие необходимо внести изменения в Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», прописав ответственность грузоотправителя – для этого достаточно добавить всего два пункта в статью 11 УАТ. В пояснительной записке к законопроекту указано, что собственник ТС освобождается от административной ответственности, если будет подтверждено, что в момент фиксации правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица. На практике это значит, что мелкие перевозчики будут просто оформлять сдачу в аренду ТС. А крупные и средние окажутся в ущемленном положении».

Не исключено, что договоры с клиентами могут быть пересмотрены: в случае анонсированной Минтрансом конфискации транспорта и лишения прав по вине клиента последний, очевидно, должен компенсировать ущерб.