ГК «Деловые Линии»

Официальный пресс-центр

Плата за честность: нововведения в транспортном законодательстве не спасут рынок от «серых» схем


  • Деловой Петербург
  • Мнение
  • 22 марта 2019

Борьба с "серыми" игроками в сфере грузоперевозок вновь столкнулась с законодательными нестыковками. Нововведения в законах, которые должны сделать рынок прозрачным, создают больше сложностей для работы законопослушных игроков и грузоотправителей, чем для тех, кто уже научился обходить законы.

Фото: pixabay.com

 

Регулирование рынка грузовых автоперевозок, в том числе законопроекты «Об организации перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации» и о внесении изменений в федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» (ТЭД) и Гражданский кодекс, станет одной из основных тем на отраслевой конференции «Грузовые автоперевозки: вызовы и возможности», которая пройдет в Москве 26-27 марта.

Игроки рынка отмечают формальный подход к реформе законодательства в сфере грузоперевозок. И даже в экспертном заключении Совета при президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства говорится о том, что планируемое изменение в законодательстве о ТЭД «не добавляет ничего нового к действующему регулированию и представляет собой необоснованное удвоение в правовом регулировании»; при этом ряд положений проекта в области гражданского права и вовсе противоречит действующим положениям ГК РФ.

Новые инициативы способны создать проблемы в отрасли и дискриминировать группы игроков по масштабам деятельности. Например, запуск и ведение реестра грузоперевозчиков никак не учитывают масштабов автопарка перевозчика. Исключение из реестра увязано с количеством зафиксированных нарушений. И, конечно, у транспортной компании с 2 тыс. машин будет гораздо больше нарушений в абсолютном выражении, чем у ООО с 20 машинами. При этом в процентном отношении относительно совершенных рейсов у крупного игрока их, скорее всего, будет меньше. Исключением из реестра грозит и наличие неоплаченных штрафов или налогов. Однако зачастую даже своевременная оплата налоговых и иных обязательных платежей отражается в системах учета с опозданием, кроме того, до сих пор нередки ошибки начислений. При этом размер неуплаченных налогов в предлагаемой системе неважен — это могут быть даже копейки. Что же касается, к примеру, штрафов, то здесь по существу предлагается установить презумпцию виновности перевозчика, а возможность оспаривания штрафов не предусматривается. Между тем уже сейчас в стране имеет место массовая отмена штрафов, выставленных по результатам показаний рамок весового контроля. Так, в Свердловской области отменили более 300 постановлений в связи с некорректными показаниями рамок АСВГК.

Со стороны бизнеса говорится о целом ряде существенных недостатков проекта. Фактически вводится разрешительный порядок допуска к транспортно-экспедиторской деятельности. Обеспечить четкое соответствие предлагаемым нормам не смогут либо совсем мелкие, либо, напротив, крупнейшие участники рынка.

В итоге обелению рынка — а это одна из заявленных целей нормотворчества — проект способствовать не будет.

Гораздо серьезнее к вопросу ухода от серых схем подошли в налоговом ведомстве. В частности, этому способствуют программные комплексы ФНС, а в ближайшее время должна начать действовать система «Налог-3».

Налоговый эксперт юридической компании «Туров и партнеры» Владимир Туров отмечает: «Что касается отраслевой чистки, то в первую очередь под ударом сферы, где больше всего «серых» схем и незаконных вычетов по НДС. Это строительство, транспортная отрасль, клининг и агропромышленный сектор. Недавний пример с агрохолдингами — тому подтверждение». По его мнению, компаниям придется работать полностью легально или уйти с рынка.

Но только универсальными системами не обойтись, отрасль по-прежнему испытывает недостаток в регулировании, несмотря на избыток различных инициатив. Например, в компаниях говорят о необходимости разграничения водителей на любителей и профессионалов. Без него — опасное в силу недостаточной компетенции вождение, повышенный риск ДТП и перекладывание ответственности за профессионализм выпускников автошкол на бизнес. В мире нормальной практикой является аттестация/сертификация профессиональных водителей, в России соответствующий законопроект был отложен на неопределенное время.

В профессиональном сообществе не отрицают необходимости дополнительного регулирования со стороны государства, но для того чтобы новые законы не тормозили развитие отрасли, а напротив, решали накопившиеся проблемы, необходим постоянный диалог бизнеса и власти.

gravatar@2x

Александр Лашкевич, директор по взаимодействию с отраслевыми организациями

ГК Деловые Линии

«В частности, проектом устанавливается, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие транспортно-экспедиторскую деятельность без регистрации в реестре экспедиторов, несут административную ответственность. При этом каких-либо механизмов, позволяющих выявлять таких хозяйствующих субъектов, законопроектом не предусматривается. Это фактически значит, что установленные законопроектом требования будут выполняться ограниченным кругом законопослушных экспедиторов, и проверки будут проводиться только в отношении данных экспедиторов».