Пять лет с момента запуска системы взимания платы с большегрузов «Платон»: итоги и планы
- ТАСС
- Мнение
- 15 ноября 2020
Пять лет с момента запуска "Платона" - государственной системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого большегрузами массой свыше 12 тонн федеральным автодорогам - исполняется в воскресенье, 15 ноября.
За это время к системе подключились более 600 тыс. российских и иностранных грузоперевозчиков, они зарегистрировали 1,4 млн автомобилей, сообщили ТАСС в пресс-службе «Платона».
За пять лет работы «Платон» стал источником большого массива данных о рынке грузоперевозок — от структуры рынка до анализа загруженности автодорог при планировании очередности строительства и ремонта дорожной инфраструктуры, отметили в Минтрансе РФ.
Средства от госсистемы ежедневно поступают в федеральный дорожный фонд, а затем распределяются на различные инфраструктурные объекты. В общей сложности с помощью «Платона» было собрано 130 млрд рублей, из них более 6,6 млрд рублей — взысканные Ространснадзором штрафы с грузоперевозчиков-нарушителей.
Что отремонтировано на средства «Платона»
В Минтрансе рассказали, что в 2016-2019 годах за счет средств от «Платона» были построены и отремонтированы более 2000 км городских и региональных дорог, 700 км федеральных трасс, а также 31 мост.
«Среди крупнейших дорожных объектов — Борский мост в Нижнем Новгороде, Ворошиловский мост в Ростове-на-Дону, Затонский мост в Уфе, Белореченский мост в Краснодарском крае, мост через Волгу в подмосковной Дубне, Гоголевский путепровод в Петрозаводске, Свердловский мост в Пензе, мост через Терек в Чеченской Республике, а также важные переправы в Бурятии и Удмуртии«, — отметили в пресс-службе «Платона».
В числе федеральных трасс участки Р-504 «Колыма» на территории Магаданской области и Якутии, М-5 «Урал» в Рязанской области, М-10 «Россия» в Новгородской области, А-146 в Краснодарском крае, Р-243 Киров — Шарья — Пермь, Р-258 в Забайкальском крае, Р-297 «Амур», А-360 «Лена» на Дальнем Востоке и А-181 «Скандинавия» от Выборга до Светогорска в Ленинградской области.
…и что отремонтируют
Деньги, направленные в дорожный фонд в 2020 году, позволят отремонтировать еще 102 моста и около 600 км федеральных дорог, которые расширят с двух до четырех полос движения. Речь идет о трассах Р-404 Тюмень — Тобольск — Ханты-Мансийск, Р-351 Екатеринбург — Тюмень, Р-217 «Кавказ», Р-256 «Чуйский тракт», Р-242 Пермь — Екатеринбург и Р-255 «Сибирь». Отремонтируют, в частности, мост через Оку в Московской области и мост через реку Вуоксу на трассе А-181 «Скандинавия» в Ленинградской области, уточнили в пресс-службе «Платона».
Планируется, что все работы будут завершены к 2022 году. Общий объем отремонтированных дорог к этому времени увеличится до 3,3 тысяч километров, число отремонтированных мостов превысит 130.
«Учитывается мнение самих грузоперевозчиков. Отслеживая состояние дорог и давая обратную связь на сайте «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог«, они помогают распределять силы и средства на дорожные объекты, которые нуждаются в ремонте в наибольшей степени», — подчеркнули в Росавтодоре.
Индексация тарифа
Изначально предполагалось, что ежегодная индексация тарифа «Платона» будет запущена с 1 июля 2018 года. Изменение тарифа должно было быть проведено исходя из фактического изменения с 15 ноября 2015 года индекса потребительских цен, то есть на накопленную инфляцию. Однако в июне 2018 года правительство РФ перенесло срок начала индексации на июль 2019 года. Тогда тариф увеличился на 14 копеек, до 2,04 руб. за 1 км. С 1 февраля 2020 он был проиндексирован на 16 копеек и на данный момент составляет 2,2 руб. за 1 км.
Росавтодор в июле этого года опубликовал прогнозируемый размер платы с 1 февраля 2021 года — 2,31 руб. за 1 км. При этом фактический тариф будет размещен ведомством в период с 10 по 20 января 2021 года после публикации Росстатом индекса потребительских цен за 2020 год.
Мнение рынка
Управляющий директор группы компаний «Совтрансавто» Владимир Тян отметил, что регистрация в «Платоне» по прошествии 5 лет охватила большую часть рынка. К системе подключились не только крупные и средние перевозчики, но и значительная доля мелких, которые составляют большинство в индустрии коммерческих автоперевозок. «Мы оцениваем эффективность «Платона» по достижению двух целей: основной — адекватные взимаемым платежам объемы ремонта и реконструкции федеральных трасс и дорожной инфраструктуры, и «побочной» — использование возможностей системы для повышения прозрачности рынка и борьбы с недобросовестной конкуренцией между его участниками», — отметил он.
Председатель межотраслевого совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли (МОЭС) Борис Рыбак также согласился с широким охватом госсистемы. «В целом за счет этого сфера автомобильных грузоперевозок из абсолютно нерегулируемой, ставшей такой после 2005 года при отмене лицензирования, с помощью «Платона» обеляется и становится цивилизованнее», — считает он.
«Для нас в первую очередь важно ускорение ремонта дорог, расширение узких мест на федеральных трассах. От этого зависит напрямую скорость доставки, безопасность перевозки, снижение расходов на обслуживание автопарка, в целом эффективность логистики. И здесь мы видим результат работы «Платона» — федеральные дороги становятся лучше», — сообщили в пресс-службе группы компаний «Деловые Линии».
Ссылка на источник: https://tass.ru/ekonomika/10004765