ГК «Деловые Линии»

Официальный пресс-центр

Роботы доставят: перспективы развития логистической отрасли


  • Деловой Петербург
  • 24 февраля 2022

Беспилотный транспорт с нулевым углеродным следом, роботы на складах и огромные массивы данных, которые обрабатывает искусственный интеллект. Таким видят перспективы развития логистической отрасли участники рынка, опрошенные для спецпроекта "ДП" "Контуры будущего".

В начале 2022 года по трассе М-11 в тестовом режиме должны начать ездить грузовики-беспилотники. Скорее всего, первые рейсы станут ярким информационным поводом и привлекут всеобщее внимание. Но это лишь один из примеров трансформации логистической отрасли, которая происходит уже сейчас, а в ближайшие десятилетия может кардинально изменить рынок логистики. Большинство процессов не заметны широкой публике, хотя имеют не менее важное значение.
Беспилотный транспорт — это не просто «умная» машина. Это умная дорога и множество сопровождающих систем и технологий, которые создаются в настоящее время. На первых порах они будут помогать водителям, а по мере их совершенствования — уже и роботам.

Участие в эксперименте ГК «Автодор» по запуску передовой телематики на отрезке ЦКАД от трассы М-11 до М-7 примут «Деловые Линии». Предполагается, что в ходе тестирования транспортные средства и специально оборудованная дорожная инфраструктура будут обмениваться данными о дорожных работах, опасных метеоусловиях, ДТП, перекрытиях и других возможных проблемных сценариях, рассказывает генеральный директор ГК «Деловые Линии» Фарид Мадани.

Беспилотными становятся не только грузовики. В ближайшее время между Усть-Лугой и Калининградом планируется запустить беспилотные суда. Технически уже давно не проблема организовать доставку и с помощью летающих грузовых дронов. Но для этого надо решить многочисленные юридические вопросы. «Не исключено, что появится аэро-доставка с помощью коптеров и дронов. Но для этого, также как и для электроавтомобилей, требуется создавать необходимую инфраструктуру, вносить изменения в законодательство. Не думаю, что это реализуется в ближайшие 10 лет», — говорит генеральный директор NAWINIA, представитель АСЕХ в Москве и на Дальнем Востоке Олег Урван.

Гораздо проще заменить людей роботами на складах. «Всё больше процессов производятся без участия человека, включая доставку паллет из зоны выгрузки в зону хранения, установку паллет на стеллажи, съём паллет со стеллажей и доставка их в зону погрузки», — продолжает Олег Урван. А там, где без грузчиков пока не обойтись, наиболее передовые компании уже тестируют экзо-скелеты, отмечает он.

Но активнее всего идёт прогресс в области информационных технологий. «Пандемия COVID-19 на несколько лет приблизила цифровизацию отрасли и привела к ускорению развития таких трендов как аналитика больших данных, интернет вещей, робототехника и автоматизация», — указывает директор Северо-Западного региона DHL Express Вячеслав Палеха.

При этом логистическим компаниям уже не достаточно своих внутренних решений. «Новый этап развития заключается в интеграции государства, бизнеса и научных сообществ, и на этой базе появления единых интеллектуальных транспортных систем. Такие «умные» системы требуют значительных комплексных вложений в инфраструктуру. Поэтому заинтересованным сторонам необходимо объединить усилия. И от того, насколько быстро мы реализуем этот проект, будет зависеть конкурентоспособность российской логистики», — уверен Фарид Мадани.

Ещё один важнейших тренд, который будет определять будущее логистики — экология и новая энергетика. Впрочем, суть логистической деятельности в ближайшие десятилетия не изменится, считает генеральный директор Агентства СЛС, представитель АСЕХ в Санкт-Петербурге Евгений Апасов. «За 24 года, которые я занимаюсь транспортной международной логистикой, основные технологии не изменились: грузы также перевозятся по морю, воздуху и земле, — подчёркивает эксперт. — Конечно, очень изменилась скорость документооборота, думаю, она и дальше будет увеличиваться».

Высокими темпами растёт и скорость доставки. По мнению участников рынка, уже в ближайшее время клиент сможет получить большой ассортимент товаров через несколько минут после их заказа.