ГК «Деловые Линии»

Официальный пресс-центр

Рынок автоперевозок: весогабаритный контроль в череде проблем


В Москве состоялась 4-я международная конференция «Грузовые автоперевозки: вызовы и возможности - 2019».

Ее участники обсудили итоги года, тренды и перспективы развития рынка автомобильных грузоперевозок в России.

В представленном организаторами мероприятия — компаниями «ATO Events» и «Грузовики и Дороги» — пресс-релизе, в частности, отмечалось, что «по данным Росстата, грузооборот в России продолжает расти. Так, за январь 2019 года, грузооборот автотранспорта в России вырос на 5,9% до 18,3 млрд. т/км. по сравнению с прошлым годом».

И хотя, в целом, показатели начала года для автотранспортной отрасли оказались позитивными, — такими высокими темпами она не росла с середины 2017 года, — проблемы, как выяснилось в процессе выступлений и панельных дискуссий, существуют, и от их решения не уйти.

Одной из таких, и весьма серьезных, проблем остаются нерешенные вопросы и предстоящие изменения в сфере использования автоматической системы весогабаритного контроля (АСВГК). Именно с ее обсуждения начали работу конференции представители профессионального сообщество — регуляторы, экспедиторы, автоперевозчики и эксперты отрасли.

Но, обо всем по порядку.

Открыл конференцию председатель Межотраслевого экспертного совета (МОЭС) Борис Рыбак.

В своем коротком выступлении он, в частности, отметил, что бизнес грузовых автоперевозок в настоящее время все больше начинает жить действительно по законам настоящего бизнеса. И, не в последнюю очередь, это касается нормативной базы, которая в последние два года стала развиваться бурными темпами.

— Очень отрадно, что у властей, наконец, до этого дошли руки — есть надежда, что появившиеся новые законы и нормативные акты приведут к упорядочению деятельности в этом секторе, — заметил спикер.

Далее он поблагодарил спонсоров мероприятия, и подробно перечислил темы, которые предстояло обсудить участникам конференции.

Презентация выступившего следом директора по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии» Александра Лашкевича была посвящена теме «АСВГК: доработка паспорта, изменения в законодательстве и прозрачность работы системы».

Докладчик подробно остановился на главных аспектах деятельности бизнеса грузовых автоперевозок в сегменте, связанном с развитием системы весогабаритного контроля.

В частности, он отметил, что можно только приветствовать то, что данная тема сегодня получила большой резонанс и ее обсуждают, пытаясь найти оптимальные решения существующих проблем, на самом высоком уровне. Но подход некоторых ведомств, в частности Минтранса, к решению целого ряда вопросов, не то что настораживает, а оставляет желать лучшего.

Сегодня, как никогда, — подчеркнул спикер, — очевидно, что в случае недоработки вопросов, риски для бизнеса существенно возрастают. Непродуманность в системе весогабаритного контроля ведет к сбоям и проблемам во всех ее составляющих: появляется страх быть виноватым «на ровном месте», возникает необходимость увеличения рейсов, и следствием всего этого становится дополнительная финансовая нагрузка.

Среди сложностей, возникающих в работе перевозчика при прохождении системы весогабаритного контроля, он выделил такую очевидную как отсутствие защиты от некорректной работы системы и ошибочно выставленных штрафов. Ее решением могло бы стать беспрепятственное предоставление данных оператором АСВГК по запросу компании-перевозчика.

Докладчик также отметил, что очень часто выставляются штрафы несоразмерные нарушениям. И выходом в подобных ситуациях могла бы стать дифференциация штрафных санкций с учетом погрешности и тяжести правонарушений.

Права перевозчика сегодня ограничены — у него отсутствует возможность переложить ответственность за выявленный перегруз на грузоотправителя. Здесь, как представляется, необходима выработка механизма перевыставления штрафа, полученного перевозчиком по прохождению АСВГК, компании-отправителю груза.

Следует законодательно закрепить возможность перевыставления ущерба грузоотправителю, который был в курсе перегруза транспортного средства. Необходимо введение гражданско-правовой ответственности грузоотправителя перед автоперевозчиком за искажение сведений в транспортной накладной и за превышение грузоподъемности ТС.

Обсуждение проблем в сфере автоматического весогабаритного контроля и пути их решения было продолжено на панельной дискуссии.

Вице-президент Российского автотранспортного союза Валерий Алексеев говорил о прозрачности работы системы. По его мнению, для ее достижения должны использоваться все возможные методы и способы. Конечно, необходимо постоянное, на открытой основе, взаимодействие профессионального сообщества с организациями и ведомствами, ответственными за решении уже давно назревших проблем.

И постоянно доказывать, что перевозчик не заинтересован в перегрузе в отличие от грузоотправителя. Но не все так просто, как видно на примере с Минтрансом, и впереди предстоит кропотливая работа.

Выступившие в ходе дискуссии президент группы компаний ИТЕКО Евгений Бабаев и заместитель директора ФКУ «Центр мониторной безопасности эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» Сергей Юнгов также отметили, что решение многих вопросов для улучшения работы АСВГК явно затянулось. Перевозчики сегодня находятся под постоянным давлением: несоизмеримость вводимых штрафов, бесконечные судебные разбирательства, неопределенность в ответственности сторон — все это, безусловно, создает неопределенность со знаком минус в сегменте грузовых автоперевозок.

Ну а подытожила высказанное на панельной дискуссии ее модератор, исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики Ольга Федоткина. Она, в частности, сказала, что, несмотря на весь негатив, который сегодня наблюдается в решениях вопросов, связанных с АСВГК, конструктивный диалог вести со всеми заинтересованными сторонами, в любом случае необходимо. Причем использовать для этого следует все предоставляемые площадки.

Кстати, о площадках, организаторы конференции использовали их с толком — в рамках проходящей конференции, в фойе работала так называемая аллея стартапов «Цифровые продукты для грузовых автоперевозок». И все желающее могли ознакомиться с технологичными решениями, предлагаемыми российскими стартаперами.