ГК «Деловые Линии»

Официальный пресс-центр

Серые схемы и низкая рентабельность тормозят развитие российского рынка грузоперевозок


Обсуждение перспективных путей к уходу от серого рынка и повышению рентабельности грузовых автоперевозок стало важной составляющей панельной дискуссии на конференции TransRussia 2018. Профессиональный форум проходил в рамках одноименной выставки с 17 по 19 апреля в Москве.

Фото: Sacsonia-ban

Если выставка TransRussia 2018 демонстрировала внешние достижения транспортной отрасли, показывая их масштаб и красочность, то на конференции больше внимания уделялось проблемам, актуальным для различных направлений перевозок. Так, в первый день обсуждались грузовые перевозки по железной дороге, во второй в фокусе оказался автомобильный транспорт. Участниками панельной дискуссии, посвященной автоперевозкам, стали как игроки рынка, так и представители экспертного сообщества и профессиональных объединений.

Путь к легальному рынку

Транспортно-логистическая отрасль могла бы стать драйвером роста экономики страны, заявил председатель МОЭС Борис Рыбак, открывая секцию автоперевозок. Но чтобы заработала сама отрасль — необходимо сделать несколько вещей: консолидировать рынок участников, обеспечить развитие дорожной сети и привлечь в нее инвестиции.

«Необходимо привести в порядок отрасль грузовых автоперевозок. Отрасли необходимы крупные современные компании, работающие эффективно, легально, открыто и прозрачно. Не меньше нужны хорошие дороги. Тогда появятся инвестиции и тогда все это заработает. Сегодня же ни один инвестор денег в эту отрасль не даст», — подчеркнул он.

В свою очередь, исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики Ольга Федоткина назвала сектор грузовых автоперевозок потенциально интересным для инвестиций. Однако, по ее словам, развитие рынка тормозится из-за несовершенства российского законодательства, в том числе некоторой неуклюжести и даже чрезмерности попыток государства в регулировании данного сектора, а также проблем самих компаний: сильного износа автопарка перевозчиков, большого количества «серых» схем. «На примере внедрения системы весогабаритного контроля мы видим, как повторяются сценарий «Платона», допущенные ошибки. Мы считаем необходимым утвердить единые требования к работе данной системы на территории всей страны, законодательно определить методологию проведения измерений, а также легимитизировать показания с коммерческих весов, установленных на предприятиях», — отметила Ольга Федоткина.

В целом, по ее мнению, в столь быстро меняющихся условиях работы главной задачей для транспортных операторов становится быстрая адаптация к изменениям рынка.

Злободневную тему весогабаритного контроля (ВГК) продолжил в своем докладе и замдиректора ФКУ «Росдормониторинг» Сергей Юнгов. Из доклада чиновника следовало, что в России продолжает развертываться единая автоматизированная система ВГК. На сегодня в стране функционируют уже 25 автоматизированных пунктов, на 8 из них комплексы работают в полностью автоматическом режиме. Всего федеральная сеть насчитывает 73 стационарных пункта ВГК. «Проведенные нами испытания подтвердили корректность работы этих весов», — подчеркнул он. По итогам 2017 года, нарушения фиксировались в 7,5% случаев взвешивания большегрузных автомобилей — такие данные получены в результате анализа работы имеющихся комплексов. Причем «лидерство» по числу выявленных нарушителей, по словам Сергея Юнгова, принадлежит федеральным дорогам Ленинградской области. «Ежегодный ущерб, причиняемый российским дорогам недобросовестными перевозчиками грузов, составляет 2,6 млрд руб. О каких хороших дорогах мы можем говорить?»» — заявил он.

Эта статистика уверила чиновников в необходимости создания в стране глобальной АСВГК, полное развертывание которой должно завершиться до конца 2020 г. к этому времени на дорогах будет работать уже почти 400 комплексов АСВГК. «Сложившаяся сегодня ситуация понятна, она вредит остальным 90% перевозчиков и требует решения. При этом мы готовы к диалогу с добросовестными перевозчиками», — заключил Сергей Юнгов.

Взгляд изнутри

Со стороны перевозчиков целый ряд острых проблем в работе выделил директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии» Александр Лашкевич. Среди них и большое число мелких «серых» игроков, и отсутствие условий для обновления автопарка у большинства участников рынка, и низкую рентабельность бизнеса в сложившихся условиях рынка, а также нехватку профессиональных водителей большегрузного транспорта из-за сильно упавшего престижа профессии.

В качестве мер, которые должны повлиять на ситуацию топ-менеджер одного из лидеров транспортно-логистического рынка отметил необходимость создания государственной системы подготовки водительских кадров, введение системы допуска для перевозчиков — участников рынка, а также меры господдержки по обновлению автопарка.

Правда, по мнению модератора панельной дискуссии Вячеслава Белобжецкого, рентабельность бизнеса в грузовых автоперевозках в принципе не может быть больше 15%. Возражений на данное заявление из зала не последовало.

Также, по словам Александра Лашкевича, оздоровлению рынка грузовых автоперевозок может способствовать принятие соответствующего федерального закона, регулирующего данный вид деятельности. Однако, отметил спикер, разработанный на данное время законопроект, нуждается в доработке. В связи с чем сама группа компаний направила свои предложения по линии Санкт-петербургской торгово-промышленной палаты в головной офис российской ТПП и, кроме того, этот же пакет предложений был продублирован по линии МОЭС в Минтранс России. «Там есть масса неточностей и шероховатостей, которые нуждаются в доработке. Но введение такого закона позволит решить две задачи: легализует рынок и упорядочит его работу», — подчеркнул он.

Что касается планов самой компании, то, по словам Александра Лашкевича, «Деловые Линии» намерены и дальше продолжать региональную экспансию. Современные тренды задают необходимость развития региональной сети, и только с начала 2018 года транспортно-логистический оператор открыл 48 новых филиалов и дополнительных офисов в стране.

Права и обязанности

Еще один аспект деятельности перевозчиков — ответственность за грузы и, как следствие, взаимодействие со страховщиками. Выступая на форуме, руководитель управления страхования грузов и ответственности перевозчиков ВСК Надежда Малышева отметила проблему правовой неграмотности большинства отечественных перевозчиков, что приводит к невыплатам страховыми компаниями возмещения убытков при порче или утрате грузов.

«У страховых компаний нет цели не выплачивать вам страховку. В ситуации, когда компания отказала вам в выплате, это означает лишь то, что при заключении договора вы выбрали не тот страховой продукт», — подчеркнула она, отвечая на вопрос представителя одной из транспортных компаний.

Обсуждалась на форуме и идея ввода запрета для физлиц на владение большегрузным автотранспортом. По мнению профессионального сообщества, такая мера будет способствовать общему оздоровлению российского рынка грузовых перевозок.

Подводя итоги панельной дискуссии, Белобжецкий указал на наиболее частые сложности при взаимодействии грузовладельцев и перевозчиков. Так, среди основных вопросов, возникающих у первых ко вторым, несоответствие цены и качества услуг, низкая квалификация персонала, отсутствие единства интересов с заказчиком, а также общая неориентированность рынка на некрупных заказчиков и… необязательность водителей. Что особенно неожиданно для такого высококонкурентного рынка.

Удалось договориться

Деловая сторона крупнейшего отечественного транспортно-логистического форума традиционно не обходится без подписания соглашений и достижения различных договоренностей. Например, ряд протоколов о намерениях со своими партнерами — компаниями DB Cargo AG и KTZ Express — в этом году подписал логистический оператор «РЖД Логистика» (дочернее предприятие РЖД).

Договор о расширении сотрудничества заключили ГК «Деловые линии» и компания «Аристон Термо Русь». Компании уже три года успешно взаимодействуют между собой, и намерены развивать совместную работу. В частности, соглашение касается оказания услуг по ответственному хранению и складской обработке товаров в Краснодаре и Владивостоке. По соглашению, будет реализована система учета уникальных серийных номеров продукции необходимых для отслеживания движения товара от производства до конечного покупателя, а также разработана технология подготовки товара к отгрузке в розничные магазины.

Важным общественным событием TransRussia 2018 стала презентация Фонда помощи пострадавшим в ДТП, основной миссией которого помимо непосредственно поддержки пострадавших будет повышение культуры участников дорожного движения. Ежегодно в нашей стране в результате автомобильных катастроф гибнут тысячи людей — и ситуация требует исправления, в том числе, со стороны самого общества.