ГК «Деловые Линии»

Официальный пресс-центр

Трансформации на рынке онлайн-торговли


Как меняются логистические схемы и как e-commerce отражается на транспортной отрасли

Сфера интернет-торговли в России растет феноменально быстрыми темпами.
В прошлом году, к примеру, объем этого рынка составил порядка 5,7 трлн рублей – то есть за год, подсчитали в Data Insight, рост составил не менее 40%. Таким показателям этот сегмент обязан в основном маркетплейсам, число продавцов и покупателей которых множится практически с каждым днем. Средний чек покупки в прошлом году по сравнению с 2021-м снизился за счет сокращения линейки премиальных брендов и ухода множества компаний в связи с санкциями, однако в целом число заказов увеличилось на 65% — до 2,8 млрд заказов.

Фото: Freepik.com

 

Ключевые драйверы роста можно не перечислять – флагманами по-прежнему остаются Wildberries, Ozon, AliExpress Россия, а также «Яндекс.Маркет» и «СберМегаМаркет». Суммарная доля только первых двух перечисленных лидеров рынка превысила в этом году 50% по общему объёму онлайн-продаж, пишет РБК+ Петербург.

Соответсвенно такому росту представителей e-commerce, растет и рынок транспортных услуг и сервисов. Так, по данным «Авито Услуги», только в марте по сравнению с показателями 2022 года в Санкт-Петербурге спрос на транспортные услуги вырос на 90%.

«Мы связываем рост спроса, в первую очередь, с активным развитием e-commerce и рынка доставок товаров из интернет-магазинов. Кроме того, такие услуги востребованы среди продавцов и производителей, которые работают с маркетплейсами: предпринимателям необходимы перевозчики для транспортировки товаров до складов и пунктов выдачи», — говорит руководитель категории «Транспортные услуги» на «Авито Услугах» Евгения Лазарева.

В ГК «Деловые Линии» выделяют несколько сегментов, по которым, как ни странно, в прошлом году наблюдался стремительный рост отправлений грузов в маркетплейсы: семена +190%, швейная фурнитура +185%, бады +181% и палатки +173%.

Всего за прошлый год было отправлено свыше 315 тыс. доставок в маркетплейсы от 46 тыс. селлеров в более чем 230 городов (складов маркетплейсов), — приводит данные компании генеральный директор ГК «Деловые Линии» Фарид Мадани.

Эксперты добавляют, что в в качестве точек роста продавцы на маркетплейсах часто выбирают сезонные товары – новогодние сувениры и продукцию, подарки к гендерным праздникам, предметы для школы, товары для сада и т.д.

«Главная особенность работы маркетплейсов – в установлении и мониторинге цен, — говорит основатель российского бренда профессиональной химии AvtorSky Александр Самсонов. — Особенно когда площадка самостоятельно объявляет скидки на товары. У нас неоднократно были случаи, когда мы из-за этого были вынуждены продать товар дешевле себестоимости».

Очень много ошибок может быть связано со сроками поставок в маркетплейсы – а также с правилами упаковки и маркировки товаров.

«Для самостоятельной упаковки товаров потребуется содержать теплое помещение для упаковщиков, установить камеры, назначить контролеров, которые будут проверять товар после упаковщиков хотя бы выборочно», — перечисляет владелец магазинов на маркетплейсах Сергей Гоменюк.

Поэтому многие селлеры предпочитают отдавать логистику для маркетплейсов на аутсорсинг, сосредоточиваясь на профильных задачах и развитии своего бизнеса, и, при сотрудничестве с опытным транспортным партнером, получая возможность избегать многочисленных ошибок – и, как следствие, финансовых потерь в том числе.

Логистика может быть организована по двум различным и наиболее востребованным схемам – FBO (Fulfillment by operator — продажи со склада маркетплейса) и FBS (Fulfillment by Seller — продажи со склада поставщика) или их комбинации в зависимости от целей и задач, чтобы привозить груз в срок, уточняет Фарид Мадани. Топ-менеджер также отмечает, что среди основных критериев выбора транспортной компании – цена, скорость, качественное оказание услуг доставки, соблюдение сроков, сохранность груза/документов, клиентская поддержка, удобство и простота/максимальная автоматизация процессов и наличие услуг, закрывающих все потребности.

«Сейчас становится частой практикой ведение бизнеса на маркетплейсах полностью на аутсорсе. То есть собственник даже не соприкасается с товаром: закупкой занимается компания-байер, далее груз направляется на сервис фулфилмента, где товар проходит полный цикл — фото, упаковка, маркировка и отгрузка. Собственник просто управляет продажами через личный кабинет поставщика на маркетплейсе», — подытоживает менеджер маркетплейсов Виктория Мамулашвили.