ГК «Деловые Линии»

Официальный пресс-центр

Цифра поддержала трафик


  • Российская газета
  • Новости ГК
  • 15 декабря 2022
  • Михаил Нестеров

Автомобильные грузоперевозки смогли показать рост грузооборота, несмотря на все сложности 2022 года.

Фото: iStock

Отрасли помогли цифровые решения — благодаря которым удалось поддержать спрос и сократить затраты. Даже после ухода иностранных IT-компаний с задачей справляются российские аналоги.

Автомобильные грузоперевозки — одна из отраслей российской экономики, которая показывает рост в 2022 году. Несмотря на разрывы цепочек поставок, закрытие границ и санкции, грузооборот по этому направлению составил 135 миллионов тонн в октябре (тогда как в октябре 2021 г. — 130 миллионов тонн), по данным Росстата. В целом с начала 2022 года коммерческие перевозки показывают стабильный прирост: за январь-октябрь 4,5 миллиарда тонн, что на 0,5% выше, чем за тот же период прошлого года.

Это хороший результат: в среднем по России все грузоперевозки (если считать не только автотранспрот, но и авиа, и железную дорогу и пр.) снизились на 1,6% в октябре (больше всего они падали в июле — на 2,8%). И это особенно высокие темпы на фоне прогнозов потерь ВВП России — Минэкономразвития ожидает сокращения на 2,9%. При этом на автомобильный транспорт приходится 67% всех перевозимых по России грузов, что говорит о важности отрасли для поддержки российской экономики.

Рост показателей благодаря цифровизации
Развитие транспортной логистики во многом зависит от динамики торговли, состояния внутреннего рынка и мировых тенденций, как подчеркивали аналитики PWC. Удержать темп автоперевозок в 2022 году удалось благодаря быстрой адаптации экономики, восстановлению внутреннего спроса, стабильному курсу рубля и разрешению параллельного импорта.

Однако именно цифровизация отрасли автоперевозок имела решающее значение. Именно для транспортной логистики имеют большое значение системы обработки и анализа данных — об этом еще несколько лет назад говорили 90% представителей отрасли, судя по итогам опроса в докладе PwC «Будущее транспортно-логистического сектора».

Несмотря на то, что из России ушли многие компании, в том числе такие IT-гиганты, как SAP, Oracle, участники рынка смогли использовать готовые платформы, оперативно связывающие отправителя с компанией-перевозчиком. Нашлись отечественные программные продукты, которые сейчас активно внедряются.

«Используя автоматизированные процессы платформы, грузоотправитель может взаимодействовать с гораздо большим количеством перевозчиков, что значительно увеличивает вероятность того, что заявка будет оперативно закрыта перевозчиком по выгодной для грузоотправителя ставке, — объясняет генеральный директор цифровой платформы TRAFFIC Михаил Петров. — Благодаря платформенным процессам, грузоотправители закрывают у нас более 30 000 заявок ежемесячно».

И хотя конкуренция в этой сфере пока не слишком велика, тем не менее, на рынке имеются очень интересные и перспективные решения, считает представитель «Очаковской Логистической Компании» («О.Л.К.») Владимир Криворучко. Например, вышеупомянутая экосистема TRAFFIC обслуживает более 3 700 грузоперевозчиков с совокупным автопарком 95 000 единиц, а также более 1 500 грузовладельцев из крупного и среднего бизнеса. Такое количество контрагентов не смогли бы найти друг друга вручную без использования платформы.

Кроме этого, платформы позволяют увеличивать производительность логистов грузовладельца, а цифровая прозрачность исключает возможность функционирования «серых» схем, снижает риск сговора и ошибки из-за человеческого фактора.

«В идеальном мире в процессе доставки груза из пункта А в пункт Б вообще не должно быть людей», — комментирует руководитель направления логистики ИТ-компании КРОК Никита Костенчук.

Таким образом, заблаговременно начатый путь к цифровизации очень помог отрасли.

Цифра помогает сэкономить

Наиболее активные игроки рынка — как перевозчики, так и грузовладельцы — постарались оптимизировать расходы в сложное время. Это удалось сделать за счет более тщательного анализа маршрутов, консолидации заявок на складах и объединения партий товаров. «IT-сервисы позволяют нам экономить от 2 до 7 процентов стоимости перевозки за счет использования гибкой системы торгов и сервиса мониторинга рыночных ставок», — оценили в пресс-службе ГК «Деловые Линии», которая является одной из активных пользователей платформы TRAFFIC.

Грузовладельцы тоже оптимизируют собственные расходы за счет использования цифровых платформ, отмечает гендиректор B2B-маркетплейса «Максмарт» Елена Суховей, «благодаря консолидации грузов и конкурентному отбору исполнителей для выполнения заказов».

Хотя сами платформы-агрегаторы — отдельная статья расходов грузоотправителя, но как правило плата за них все-таки ниже сэкономленных сумм. Во-первых, алгоритм-помощник формирования цены подсказывает, какая должна быть ставка чтобы не переплатить перевозчику, но закрыть рейс. А во-вторых, многие отечественные платформы готовы пойти навстречу новым клиентам и предоставить льготный период их использования. Опция бесплатного периода, по словам Петрова, есть у TRAFFIC, поскольку компания находится на инвестиционной стадии (когда основная задача — рост оборотов и захват доли рынка, а не получение прибыли).

Проверка перед дорогой
Сейчас, когда к безопасности дорожной инфраструктуры подходят особенно тщательно, а в некоторых регионах введен повышенный режим террористической опасности (в частности, у тех, которые прилегают к Крымскому мосту), проверка контрагентов — необходимость.

В этом цифровые платформы также помогают. «Реализованная на платформе, которую мы используем, комплексная система проверки и допуска перевозчиков помогает нам, как грузоотправителю, обеспечить должную осмотрительность в выборе перевозчика», — отметили в ГК «Деловые Линии».

«Платформы берут на себя ответственность по проверке исполнителей, страхованию грузов и контролю перевозки на всех этапах, что ведет к уменьшению рисков для грузовладельца», — подтверждает Елена Суховей.

Как правило, компании проверяют в момент регистрации на платформе. Компанию перевозчика оценивают по формальным признакам: наличие процедуры ликвидации или банкротства, есть ли деятельность по адресу регистрации, все ли прикрепленные документы в порядке и т.д., Кроме того, IT-платформы должны убедиться, что у поставщика услуг есть собственные ресурсы для выполнения заказов — транспортные средства, прицепы, водители и т.п.

«Дополнительным инструментом защиты должен быть рейтинг надежности пользователей платформы — как грузоотправителей, так и грузоперевозчиков, — считает эксперт транспортного рынка, директор по маркетингу Полуприцеп.рф Андрей Мамонтов. — И, если в системе отмечать новых пользователей, это послужит сигналом, чтобы другие участники внимательнее отнеслись к работе с новым контрагентом. Также у новых пользователей можно запрашивать фотографии грузов, на доставку которых они формируют первые заявки на платформе».

Ожидается, что в 2023 году распространение автоматизированных платформ и других IT-решений в логистике продолжится. Эта тенденция задана программой цифровой трансформации — одной из национальных целей развития России до 2030 года. Опора на новые технологии и российских производителей может стать источником экономического роста в долгосрочной перспективе — McKinsey оценивала потенциальный эффект от цифровизации в 4-8% ВВП несколько лет назад. Причем, называла логистику сферой активного внедрения цифровых решений в ближайшие годы. Этот потенциал еще не исчерпан.