ГК «Деловые Линии»

Официальный пресс-центр

В логистическом омуте маркетплейсов


О том, как управлять логистикой на онлайн-площадках, чтобы не потерять маржу на штрафах и транспортных издержках

Фото: logirus.ru

Доля интернет-заказов, доставляемых маркетплейсами, неумолимо растет. В 2022 году она достигла отметки в 76%, что на 14% выше показателя аналогичного периода прошлого года, согласно данным Data Insight. При этом логистические компании доставляют все меньше онлайн-заказов, в прошлом году доля снизилась на 12 п.п. и составила 13%.

Мультибрендовые площадки захватывают рынок логистики e-commerce, однако предоставить качественный логистический сервис получается не всегда. Селлеры сталкиваются со сложностями в заполнении документов, утратой грузов на бескрайних складах маркетплейсов и т.п. Некоторые компании даже вынуждены прекратить сотрудничество с маркетплейсом из-за проблем с логистикой.

Данные: logirus.ru

«Логирус» решил разобраться в нюансах логистических взаимоотношений селлеров с маркетплейсами и выяснить:

• У каких маркетплейсов семь пятниц на неделе?

• Когда доставка силами логистического провайдера выгоднее собственной?

• Как управлять тарифами на перевозку?

• Какой испытательный срок поможет вывести логистического партнера на чистую воду?

• И с какого маркетплейса возврата можно ждать до второго пришествия?

«Схематичные» отношения

За последний год общее число селлеров Wildberries и Ozon выросло на 85%, достигнув в марте 541 тысяч, подсчитали в Moneyplace. А по оценкам Ассоциации компаний интернет-торговли, к маркетплейсам сейчас в целом так или иначе «подключены» 1,2 млн предпринимателей.

При этом аудитории продавцов всех платформ значительно пересекаются: в среднем поставщик ведет торговлю на 2-3 площадках, отмечают аналитики Data Insight. Этот вывод подтверждают и опрошенные «Логирусом» эксперты.

Так, продукция российского издательства Hobby World представлена на Wildberries, Ozon и «Яндекс.Маркете», рассказал директор по транспортной логистике компании Илья Горюнов. С вышеперечисленными онлайн-площадками компания сотрудничает по схемам FBS* и FBO**.

Фото: logirus.ru

 

– Окончательный выбор модели зависит от коммерческих условий, которые предлагают маркетплейсы, – пояснил собеседник «Логирус». –– Мы заранее анализируем системы и выбираем наиболее выгодную для себя как в плане финансов, так и трудозатрат.

Кроме того, комиссии маркетплейсов для продавцов не одинаковы: диапазон составляет 2-15% от завершенной продажи, подсчитали аналитики Data Insight. Например, у Ozon сборы выше, чем у Wildberries, примерно на 5%, добавила сооснователь «МФК-Профит» Валентина Беляева. При этом маркетплейсы в течение последних пары лет дают стабильный прирост заказов в два раза, добавила собеседница «Логируса».

– По нашему опыту продажи лучше идут со «склада продавца». Пусть это и немного дороже обходится, но это компенсируется количеством реализованных товаров, – отметила эксперт. – Но сразу оговорюсь, по модели FBO мы продаем только ликвидные товары, низкооборачиваемые реализуем по схеме FBS.

Рост числа заказов на маркетплейсах фиксируют и транспортные компании. Так, например, по данным «Деловых Линий», в I квартале 2023 года прирост был кратным – в 2,8 раза год к году.

Один – хорошо, а 15 – лучше

В целом за последние полгода себестоимость услуг фулфилмента выросла на 5%, а доставки – в среднем на 20%, отметил Илья Горюнов.

– Мы стараемся оптимизировать транспортные расходы за счет диверсификации пула компаний-партнеров. Их у нас более 15-ти. Зачем это нужно? Дело в то, что стоимость доставки в один и тот же город у разных перевозчиков может кардинально отличаться. Мы все эти моменты отслеживаем в автоматизированном режиме и выбираем на каждое направление ту транспортную, которая готова предложить самые выгодные условия, – пояснил директор по розничной логистике Hobby World.

Для оптимизации расходов на доставку эксперт также рекомендует регулярно привлекать к сотрудничеству новые логистические компании, которые только выходят на рынок. Так как они «на старте предлагают наиболее выгодные условия и качество работ». Hobby World передает новому перевозчику небольшой объем заказов на тестовый период, который длится 1 месяц. Если этот этап пройден успешно, компания продолжает сотрудничество с логистическим партнером.

– Это позволяет нам понять, с какими проблемами можем столкнуться и на какое качество исполнения можем претендовать, – пояснил Илья Горюнов. – Почему месяц? Потому что в отдаленные регионы – Сибирь, Хабаровск, Владивосток – заказ может ехать до 3 недель.

Фото: logirus.ru

За последние полгода себестоимость услуг фулфилмента для селлеров выросла на 5%, а доставки – в среднем на 20%

После завершения тестового периода Hobby World принимает решение о продолжении или расторжении сотрудничества. Потенциальные партнеры оцениваются по нескольким параметрам. Во-первых, тарифная политика. Во-вторых, качество услуг: оперативность и сохранность грузов. В-третьих – уровень технологической зрелости компании.

Болезни роста

Однако стремительное масштабирование бизнеса маркетплейсов не проходит безболезненно для селлеров.

Так, продавцов, например, серьезно не устраивает практика постоянного изменения оферты, оговаривающей условия сотрудничества, включая размер взимаемой площадками комиссии.

– За четыре года работы с маркетплейсами Ozon практически ничего не поменял, а Wildberries постоянно что-то меняет. Последний неприятный кейс – инициатива по введению QR-кодов поставки вместо накладной. На распредцентрах в Гальяново, в Печатниках, в Черной Грязи – все нормально принимали. Приезжаем в Белую Дачу – отказ. Говорят, мы с QR-кодами не работаем. Нам нужна полноформатная версия акта, составленного в «Личном кабинете» продавца, – рассказала сооснователь «МФК-Профит» Валентина Беляева. – А это значит, что менеджер должен составить документ, распечатать его, отправить электронную версию на склад в Белую Дачу, там его распечатают на принтере и приклеят скотчем к коробке с товаром. У нас все эти процессы автоматизированы.

Отдельная боль – возвраты. И в этом вопросе у опрошенных «Логирусом» участников рынка e-commerce больше всего претензий к Wildberries. По словам директора по транспортной логистике Hobby World Ильи Горюнова, «возвраты на этом маркетплейсе с вероятностью в 70% потеряются в складской бездне онлайн-площадки».

Аналогичным опытом поделился и сооснователь интернет-магазина женской одежды ELNY Андрей Николаев. По словам эксперта, компания прекратила сотрудничество с Wildberries и уже 3 месяца безрезультатно пытается забрать нераспроданные остатки товаров. Они «кочуют» по стране с одного склада на другой.

– Был и такой опыт. Отгрузили на площадку небольшой объем товаров. При оформлении документов допустили ошибки. С Wildberries связаться не смогли, несмотря на неоднократные попытки. Документы не были исправлены, товар в продажу не попал. Год стоял на складе маркетплейса. Нам выставили штраф в 60 тысяч рублей. На этом наша история с Wildberries и закончилась, – рассказал собеседник «Логируса».

Корректная маркировка и упаковка груза, соблюдение даты и времени доставки – ключевые факторы успеха эффективных поставок продукции в маркетплейсы. Пренебрежение ими приводит к отказам в приемке груза в 35% случаев, пояснил генеральный директор ГК «Деловые Линии» Фарид Мадани.

– Мы создали отдельный сервис по доставке в маркетплейсы. Логистика может меняться в зависимости от того, хранится ли товар на нашем 3PL-складе или на складе поставщика. В первом случае полный комплекс услуг подразумевает упаковку, маркировку и предпродажную подготовку согласно требованиям маркетплейса. Во втором, мы также оцениваем груз на соответствие требованиям онлайн-ритейлера – по желанию клиент может воспользоваться дополнительными услугами, если необходимо исправить недочеты. С момента ввода опции проверки упаковки и маркировки поставки число отказов при приемке у наших клиентов уже сократилось в 6 раз, и у компаний сократились издержки при возврате товаров, – подчеркнул эксперт.

Самым существенным нововведение маркетплейсов за последнее время стало перераспределение товарных остатков по всей стране, добавил эксперт. Это так называемая «система приоритизации карточек маркетплейсов». Если ранее остатки консолидировались на центральных складах, то теперь они доставляются на огромное количество региональных распредцентров.

– В этом вопросе мы смогли поддержать селлеров благодаря широте географии перевозок. Мы оперативно перестраивали бизнес-процессы, чтобы быть готовыми отправлять грузы во все эти торговые точки. Уже налажен сервис по доставке на маркетплейсы из России в Казахстан и Белоруссию и в обратном направлении, – отметил собеседник «Логируса».

Советы бывалых

Чтобы не потерять маржу из-за ошибок в логистике эксперты компании «Деловые Линии» и участники рынка советуют:

1. Упаковывать и маркировать грузы строго по правилам маркетплейсов.

2. Заблаговременно рассчитывать дату поставки, планировать все поставки заранее, особенно акционные.

3. Иметь широкий пул логистических партнеров. Это позволит получать самые выгодные тарифы.

4. При увеличении заказов до 300-500 в сутки, необходимо автоматизировать процессы обмена данными с транспортными компаниями для экономии трудовых и временных ресурсов.

5. Отслеживать изменения в работе маркетплейсов в режиме реального времени.

 

* Fulfillment by Seller, доставка со склада продавца — формат работы, при котором продавец хранит товар на собственном складе. Продавец упаковывает, маркирует и отгружает товары на склад маркетплейса под каждый заказ отдельно.

** Fulfillment by Operator, доставка со склада маркетплейса — это модель, при которой селлер упаковывает, маркирует и отвозит партию товара на склад маркетплейса. Сотрудники маркетплейсов собирают и доставляют каждый заказ до конечного покупателя.