ГК «Деловые Линии»

Официальный пресс-центр

В России наметился рост перевозок грузов авиацией


Это стало результатом увеличения поставок товаров по параллельному импорту и улучшения торговых отношений с Азией.

Объемы перевозок грузов авиацией за полгода выросли на 16%/ Максим Блинов / РИА Новости

За первые шесть месяцев рост объемов экспортно-импортных грузоперевозок авиатранспортом составил 3% год к году и достиг 63 400 т. При этом за I квартал, как писали «Ведомости», наблюдалось снижение объемов перевозок в годовом исчислении на 11% до 30 057 т.

Опрошенные «Ведомостями» логистические компании отмечают в первом полугодии значительный рост грузового авиатрафика в сообщении со странами Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). В том числе значительно выросли объемы импорта различных товаров, указывают представители «Деловых Линий» и СДЭК.

По словам заместителя гендиректора по развитию ГК «Деловые Линии» Дмитрия Хрущалева, авиаперевозки из Китая и стран Юго-Восточной Азии в Россию за шесть месяцев выросли на 20% год к году.

Примерно такую же динамику роста по данному направлению приводит руководитель службы международной логистики СДЭК Моника Паулаускайте. Абсолютные цифры представители компаний не раскрывают.

Позитивная динамика, по словам Хрущалева, связана в том числе с увеличением количества транзитных маршрутов и развитием присутствия иностранных поставщиков на российских маркетплейсах.

Рост объемов перевозок грузов авиатранспортом на этом направлении подтверждают также в Shuttle Logistic, DPD и ModernWay. Топ-менеджеры этих компаний сообщили «Ведомостям», что объемы за полгода выросли примерно на 16%. Начальник управления международных перевозок и таможенных операций DPD в России Денис Малахов уточнил, что доля стран Азии в грузопотоке компании достигла 80%. Импорт из Китая по всем видам транспорта в январе – июне вырос в годовом выражении в 1,5 раза, а экспорт – лишь на 4%, добавил он.

Руководитель департамента авиаперевозок Stalogistic Юлия Майзик сообщила, что рост грузовых авиаперевозок в первой половине года составил 26% в годовом выражении, а доля Азии в поставках достигла 86% против 77,4% в январе – июне 2023 г. Доля европейских стран, США и Канады снизилась до 1,3%. У FM Logistic, по словам директора направления мультимодальных перевозок Дмитрия Суховерши, количество доставок международных грузов авиатранспортом за шесть месяцев увеличилось на 8%. Динамику по направлениям он не привел.

ПЭК фиксирует рост спроса на авиаперевозки с Китаем, ОАЭ и Турцией, сообщил «Ведомостям» директор азиатского направления компании Геннадий Чичин. По его словам, авиадоставку используют чаще всего для перевозки комплектующих, электроники и различного оборудования. Рост объемов авиаперевозок на этих направлениях, отмечает Чичин, вызван в том числе задержкой проведения платежей. Когда у грузовладельца есть обязательства по поставкам к определенному сроку, он вынужден выбирать более быстрый, но и более затратный вариант доставки, поясняет он.

Крупнейшими грузовыми авиакомпаниями России являются «Волга-Днепр» и «Авиастар-ТУ». Их представители на запросы «Ведомостей» не ответили. При этом традиционно более половины грузов перевозится по международным маршрутам обычными пассажирскими авиакомпаниями. Так, группа «Аэрофлот» (авиакомпании «Аэрофлот», «Россия», «Победа») за шесть месяцев 2024 г. перевезла на международных линиях 37 200 т грузов (+37% год к году), сообщала компания ранее. В группе на запрос не ответили. «Ведомости» направили вопросы в S7, «Уральские авиалинии», «Ютэйр», а также в Минтранс и Росавиацию.

Перевозчики адаптируются к существующим реалиям, поэтому основной поток импортных авиагрузов идет в Россию через хабы иностранных авиакомпаний, такие как Стамбул для Turkish Airlines, Дубай для Emirates, Белград для Air Serbia и др., поясняет Суховерша. После существенного падения в 2022 г. импорт товаров авиатранспортом демонстрирует рост, а тарифы авиафрахта в 2024 г. снизились по сравнению с прошлым годом на 10-20% в зависимости от направления, подчеркивает он.

Негативно на объемы грузоперевозок российской авиацией повлияло, в частности, введение в 2022 г. санкций против компании «Волга-Днепр». По данным Росавиации, снижение грузовых авиаперевозок по итогам 2022 г. составило 59% к предыдущему году до 599 000 т.

Рост грузоперевозок авиатранспортом может быть связан как с увеличением поставок по параллельному импорту, так и с улучшением торговых отношений между Россией и партнерами из Азии и с Ближнего Востока, отмечает директор корпоративных рейтингов рейтинговой службы НРА Алла Юрова. При этом в апреле этого года представитель «Авиастар-ТУ» говорил «Ведомостям», что спрос на авиадоставку в России растет в том числе за счет развития маркетплейсов.

Учитывая то, что российские авиакомпании могут лишь частично эксплуатировать парк своих воздушных судов для полетов за рубеж (значительная часть самолетов имеет так называемую двойную регистрацию и может быть задержана за рубежом. – «Ведомости»), значительный позитивный вклад в динамику авиатрафика также вносят азиатские и ближневосточные перевозчики, считает она. Сохранению позитивной динамики, по ее словам, может способствовать расширение авиапарка российскими авиакомпаниями.

Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев допускает некоторое увеличение объема перевозки грузов авиатранспортом. Но возврата к пиковым значениям прежних лет ожидать не стоит, добавляет он. «Ранее значительная часть трафика приходилась на международные рынки, в которых грузы шли транзитом через РФ из Азии в Европу. Сейчас же авиакомпании в значительной мере ограничены прямыми перевозками между точками назначения», – пояснил Пантелеев.