ГК «Деловые Линии»

Официальный пресс-центр

В России резко вырос спрос на автоперевозки грузов из Казахстана


В России резко вырос спрос на автоперевозки грузов из Казахстана

Сложности с логистикой и взаиморасчетами с Китаем заставляют отечественный бизнес искать новые пути доставки

Резкий рост спроса на перевозки из Казахстана во многом связан с российско-китайской торговлей/ Андрей Гордеев / Ведомости

Количество размещенных на бирже ATI.SU заявок на перевозку грузов в Россию из других стран в III квартале 2024 г. выросло на 68% в годовом выражении. Об этом сообщается в статистике организации, с которой ознакомились «Ведомости». По сравнению со II кварталом объем заявок увеличился в 1,5 раза. Абсолютные значения биржа не приводит.

Бурный рост показателей во многом обеспечен за счет заявок на перевозки из Казахстана в Россию – в III квартале их количество выросло «в несколько раз» в годовом выражении, говорится в сообщении биржи. Год назад спрос на этом направлении был стабильным после резкого роста активности в 2022 г., т. е. эффект низкой базы для расчета динамики грузоперевозок отсутствует, сообщается в материалах ATI.SU.

Резкий рост спроса на перевозки из Казахстана во многом связан с российско-китайской торговлей, считает основатель и директор биржи Святослав Вильде. Из Китая сейчас идет очень много грузов и часть из них проходит через Казахстан – таким путем отправляют спецтехнику, автомобили, товары народного потребления, уточняет он.

Вильде напоминает о проблеме платежей за поставки из КНР из-за санкций и предполагает, что многие компании теперь работают через Казахстан не на бумаге, а физически: отправляют товары сначала в эту страну, а затем в Россию. На этом фоне ставки на перевозку импортных грузов из республики в среднем выросли на 45% в III квартале в годовом выражении, следует из данных ATI.SU.

При этом количество заявок на автоперевозку грузов из Китая в Россию (маршруты доставки не уточняются) выросло за отчетный период в 3,5 раза, говорится в материалах биржи. Для сравнения: по итогам первого полугодия рост спроса на этом направлении составил 32%, говорили в июле опрошенные «Ведомостями» перевозчики. В январе – июне 2024 г. российские международные автоперевозчики выполнили более 60 000 рейсов с грузом между Россией и Китаем – почти в 1,5 раза больше по сравнению с соответствующим периодом 2023 г., отмечали тогда в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП).

Сейчас из-за перегруженности железнодорожной и портовой инфраструктуры в России, нехватки подвижного состава и задержек в портах Дальнего Востока некоторые импортеры, доставляющие грузы из Китая, переориентируются на альтернативные маршруты автоперевозок, в том числе через Казахстан, говорит заместитель гендиректора по развитию компании «Деловые Линии» Дмитрий Хрущалев. «По нашим данным, в III квартале 2024 г. объем доставок через эту страну увеличился на 17%», – добавил он.

Представитель Delko от комментариев отказался, представитель СДЭК сказал «Ведомостям», что не фиксирует существенного роста грузоперевозок из Казахстана в отчетном периоде.

Объем автоперевозок из Казахстана в Россию компании ПЭК по итогам III квартала вырос на 9% год к году, говорит руководитель этого направления в компании Тахир Минеев. Чтобы упростить и ускорить доставку, многие компании переносят грузопоток с товарами народного потребления, продуктами питания, одеждой, обувью и другими повседневными категориями с железнодорожного на автомобильный транспорт, отмечает он.

Грузоперевозчики все чаще используют Казахстан для ввоза китайской продукции в Россию, подтверждает исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики Ольга Федоткина. По ее словам, сроки прохождения границы между Казахстаном и Россией возросли с 1-2 до 10 дней, а в некоторых случаях вплоть до трех недель.

Основная причина сложившейся ситуации заключается в трудностях с трансграничными расчетами в условиях санкционного давления, объясняет Федоткина. По ее словам, еще в июле Китай «начал просить российских покупателей забирать товар через третьи страны» и проще всего это сделать через Казахстан. Часть китайских поставщиков опасаются «российского следа», добавляет она.

Минфин США 22 декабря 2023 г. получил полномочия вводить санкции против банков других стран за помощь в проведении сделок для подсанкционных российских лиц и за содействие поставкам определенных материалов и оборудования военно-промышленному комплексу России. Попадание под ограничения грозит прерыванием корреспондентских отношений с американскими банками и заморозкой активов на счетах. На эти нововведения Соединенных Штатов отреагировали Турция, ОАЭ, Индия и Китай, и в результате некоторые местные банки остановили расчеты с Россией.

Повышенный спрос на грузоперевозки на данном направлении связан и с высоким сезоном, который наложился на ограничения по количеству пропускаемых машин через погранпункты Казахстана и КНР, продолжает Федоткина. Стоимость грузоперевозок возросла – это связано в том числе и с тем, что участники рынка не понимают, чему равна рыночная стоимость их услуг в новых реалиях, поясняет она.

Объем перевозок грузов автотранспортом между Китаем и Россией увеличивается с каждым годом, говорит представитель АСМАП. Это привело к повышению загрузки всех маршрутов перевозок – пролегающих как через китайский участок госграницы РФ, так и по территориям Казахстана и Монголии. На увеличение объемов перевозок автотранспортом повлияла также большая загруженность железной дороги, указывает собеседник.