ГК «Деловые Линии»

Официальный пресс-центр

Взрослые мультики


  • РЖД-Партнер
  • Мнение
  • 29 сентября 2020
  • Юлия Чернышевская

Еще недавно логисты с осторожностью смотрели в сторону мультиклиентских складов, воспринимая их как ненадежные решения для небольших компаний

Удалось ли подрасти в компетенциях операторам, предлагающим передать складскую логистику на аутсорсинг?

Выбор со множеством переменных

Ключевая задача, которую решает складская логистика, заключается в своевременной отгрузке нужного количества и ассортимента неповрежденного товара в соответствии с потребностями грузополучателей и с минимальными издержками. К решению этой задачи грузовладельцы подходят с разных сторон.

Во-первых, склад может быть построен под потребности заказчика или приобретен в собственность, что влечет за собой крупные издержки на содержание непрофильного актива и необходимость преодоления административных барьеров. Во-вторых, склад можно арендовать, однако в данном случае также придется заплатить за технику, оборудование, организацию внутренних логистических процессов. Качественная автоматизация обойдется компании в миллионы рублей. В-третьих, складская логистика может быть отдана на аутсорсинг 3PLоператору. Правда, принимая такое решение, необходимо учитывать специфические риски: нарушение коммерческой тайны, повреждение товара со специальными условиями хранения, потеря контроля над процессом грузоперевозок, завышенный прайс.

При выборе формы управления складской логистикой необходимо обратить внимание на ряд факторов, в целом определяющих потребности каждого конкретного грузовладельца в складских мощностях. К ним относятся сложность обработки товара, объем поставок и сезонные колебания. Последний фактор зачастую не рассматривают всерьез, ориентируясь на среднегодовые показатели. А зря. Если строить склад с учетом пиковых нагрузок, это может привести к тому, что большую часть года площади будут простаивать. Кроме того, необходимо учитывать и долгосрочный прогноз роста или сокращения товарной базы: если по каким-то причинам объемы производства упадут, складские площади будут не задействованы, а при возрастании оборота, напротив, придется задумываться об их расширении.

Директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии» Александр Лашкевич добавляет, что стоит также обращать внимание на ассортимент услуг потенциального оператора и возможность быстро нарастить или сократить площади в случае изменения экономической ситуации.

Однако в большей степени выбор между арендуемым складом и складом на аутсорсинге зависит все-таки от ассортиментной матрицы. «Если товары разнообразные, но у компании нет финансовой возможности инвестировать в автоматизацию складских процессов, то лучшим решением будет передача логистики на аутсорсинг. В противном случае бизнес-процессы на складе (прием, контроль, учет, отгрузка) замедлятся и не гарантируют точность, что может привести к убыткам. Если ассортимент товаров небольшой, а товар недорогой, достаточно ручной обработки. В этом случае логичнее будет арендовать собственный небольшой склад класса B или C», – рассказывает коммерческий директор направления 3PL ТК «ПЭК» Петр Соколовский.

Надежные, но неповоротливые Большая часть ведущих розничных сетей нашей страны выстраивает структуру собственной логистики. Это легко объяснить объемом поставок, доступом к инновационным технологиям складской логистики и возможностями вкладывать необходимые финансовые ресурсы в авто матизацию процессов, как отмечает П. Соколовский. Главное достоинство собственного склада – полный контроль над всеми логистическими процессами, что упрощает принятие хозяйственных решений, позволяет легко корректировать стратегию сбыта и расширять спектр предоставляемых услуг. Содержание собственного склада выгодно при стабильно высоком товарообороте или необходимости скрупулезного соблюдения особых условий хранения (например, температурного режима). И конечно, комплексный экономический эффект проявится, только если склад будет интегрирован в другие бизнес-процессы предприятия посредством информационных продуктов.

Три-пять лет назад наиболее востребован был формат built-to-suit из-за отсутствия свободных складов класса А или А+. Как рассказывает П. Соколовский, сегодня built-to-suit в основном строят клиенты, которым необходимы уникальные требования к инфраструктуре и технологическим процессам. Например, для фулфилмент-центров крупных компаний сегмента e-commerce нужны склады с удобной топологией для установки многоэтажных мезонинных стеллажей и большой площадкой для парковки, чтобы обслуживать огромное количество малотоннажного транспорта. Для него также при приеме и отгрузке товаров нужна подходящая инфраструктура в виде пандусов, мобильных рамп и т. д. Повышенное внимание к техническому оснащению касается и сегмента холодильных складов. Например, склад «Мираторга» в Домодедово – это склад-робот высотой 40 м, который полностью построен под технологические процессы продуктового ритейлера. Стоит учесть, что собственный склад обладает еще одним значимым преимуществом для потенциальных партнеров – он создает впечатление надежности и стабильности компании.

На предпочтения в развитии собственной складской логистики влияет и относительная незрелость рынка фулфилмент-услуг в России. Операторам зачастую не хватает компетенций для масштабирования мощностей. При этом крупные игроки этого сегмента в основном предоставляют полный комплекс услуг и обеспечивают их качественное выполнение, но часто устанавливают тарифы на неоправданно высоком уровне.

Тем не менее, по словам П. Соколовского, для малого и среднего бизнеса в современных экономических условиях покупка или единоличная аренда склада, как правило, невыгодна. Собственный склад требует стабильного объема отгрузок. В случае если он волнообразный и варьируется более чем на 20%, компания рискует столкнуться с упущенной выгодой. Содержание склада несет в себе высокие постоянные затраты, хотя операционные затраты на единицу продукции в этом случае и ниже, чем у складов общего пользования.

Также при аренде склада необходимо учитывать обязательства перед арендодателями. В договоре долгосрочной аренды обычно прописана необходимость заранее уведомить о выходе и неустойка в виде страховых залогов. А при краткосрочной аренде есть возможность непрогнозируемого роста ставок.

Важно учитывать и непредвиденные ситуации. «Во время карантина многие арендаторы не имели доступа к работе на собственных складских площадках. В первую очередь это коснулось компаний, которые не вошли в перечень организаций, допущенных к работе. Они должны были оплачивать аренду склада в ситуации, когда поставки были приостановлены, а персонал находился на самоизоляции», – рассказывает П. Соколовский. Параллельно компании были вынуждены резко перестраивать бизнес-процессы под новые условия: одним понадобилось больше площадей, другие же оперативно их сокращали.

Собственные ресурсы в данной ситуации не позволяют быстро перестроить процессы без финансовых потерь, считает А. Лашкевич.

Эксперты согласны с тем, что складская собственность оправданна, только когда снижает прочие риски. Например, на рынке 3PL-услуг площади складов в собственности становятся рациональным решением при значительных долгосрочных инвестициях, в частности, в авто матизацию склада.

Когда переходить на аутсорс?

Как считает П. Соколовский, при передаче процессов на аутсорсинг логистика компании становится более гибкой. Компания оплачивает логистические услуги в зависимости от того, сколько мест на складе она занимает и какой у нее объем отгрузок. При этом если она будет расти в объемах, площади можно увеличить. Если объем хранения и обработки начнет уменьшаться, оплата также будет меньше. В рамках складского аутсорсинга предусмотрена постоплата: не нужно платить здесь и сейчас, как это происходит при аренде складской площадки. По данным ТК «ПЭК», аутсорсинг складских операций и использование формата мультиклиентского склада позволяют арендаторам сегмента малого и среднего бизнеса экономить на складской логистике 30-50%.

«Как показывает практика, грузовладельцам выгоднее передать логистику на аутсорсинг профильной компании, чем содержать собственные склады и транспорт. В среднем 3PLклиенты экономят до 30% на содержании персонала, обслуживании площадей и техники», – соглашается с этой оценкой А. Лашкевич.

Снижение стоимости хранения является результатом разделения постоянных издержек между всеми клиентами. Кроме того, зачастую мультисклады обладают более высокой степенью автоматизации. Так, с помощью WMS и системных настроек предотвращается фрагментация стоков, выявляются и устраняются узкие места в цепи товародвижения на складе, создаются буферные зоны. При этом современный рынок готов подстраиваться под специализированные нужды различных грузовладельцев и предлагает множество видов складов общего пользования, отличающихся технологиями грузопереработки и хранения.

Склады данного типа также облегчают расширение географии сбыта. При выходе на новые рынки нередко используется комбинированная схема: у компании есть крупный склад в собственности в ключевом регионе, а там, где объемы продаж нестабильны, сезонны или еще неизвестны, она прибегает к услугам операторов. К примеру, клиенты могут тестировать спрос в новых регионах с помощью услуги шоу-рум. Опция позволяет демонстрировать и продавать продукцию прямо на складе хранения, существенно экономя на транспортировке, поиске арендодателей и прочих расходах.

Можно сделать вывод, что мультискладам действительно удалось подрасти в количестве и повзрослеть в качестве предоставляемых услуг. Однако существенно переломить ситуацию на рынке им пока не удается. По данным консалтингового агентства Knight Frank, в I полугодии 2020 года в структуре объема ввода наиболее развитого с точки зрения складской логистики региона – Москвы и Московской области – наибольшую долю (59%) занимают объекты, построенные на своих земельных участках по схеме генерального подряда. Еще 11% рынка заняли объекты, построенные по схеме built-to-suit.

Эксперты, тем не менее, высоко оценивают перспективы развития складского аутсорсинга, особенно после периода экономической нестабильности в текущего года. Так что вполне возможно, что вскоре мультискладам удастся склонить грузовладельцев на свою сторону.

Аутсорсинг складских операций и использование формата мультиклиентского склада позволяют арендаторам сегмента малого и среднего бизнеса экономить на складской логистике 30-50%.

Точка зрения 

Василий Коваль, директор департамента ответственного хранения ООО «Байкал-Сервис ТК» – Выбрать складской аутсорсинг (ответственное хранение) или склад под своим управлением – решение этого вопроса остается только за владельцем бизнеса. Но есть факторы, которые могут изменить расклад приоритетов в ту или иную сторону.

Покупка склада в собственность или аренда (при наличии финансовой возможности) выгодны, если:

• компетенции операторов ответственного хранения в регионе ниже ваших требований и они не могут предложить удовлетворяющие решения для оптимизации складских процессов (IТ-комплекс, конвейеризация, сортировка и т. п.);

• объемы необходимых складских площадей соразмерны или больше, чем суммарные площади складов сторонней компании;

• стоимость услуг аутсорсинга не соответствует юнит-экономике;

• не предполагается изменения объемов хранения в ближайшем будущем;

• необходима обработка сложного товара: специфическая комплектация, предпродажная настройка и доработка, индивидуальные решения под каждого покупателя;

• склад является ликвидным активом и в случае необходимости его можно быстро продать, сдать в аренду или перепрофилировать под другие нужды.

Если факторы из предыдущих пунктов не преобладают в вашей складской логистике, то можно смело рассматривать ее передачу на аутсорсинг, особенно в том случае, когда:

• компания быстро растет и выходит на новые рынки;

• необходимые площади и обороты незначительны;

• товар имеет высокую стоимость;

• у компании нет желания и компетенций заниматься непрофильным бизнесом.

При выборе формы управления складской логистикой необходимо обратить внимание на ряд факторов, в целом определяющих потребности каждого конкретного грузовладельца в складских мощностях. К ним относятся сложность обработки товара, объем поставок и сезонные колебания.