ГК «Деловые Линии»

Официальный пресс-центр

Автоперевозки — строго по реестру


Внесенный на рассмотрение в Госдуму в феврале этого года законопроект об автоперевозках уже вызвал неоднозначную реакцию в профессиональном сообществе.

Фото: Kucukisletmeler.com

 

Кто-то считает, что с принятием данного законопроекта удастся, наконец, навести порядок в транспортно-логистической отрасли, некоторые эксперты, в свою очередь, уверены, что в случае его реализации никаких положительных сдвигов ожидать не стоит. Есть, впрочем, и те, кто полагает, что документ актуален и будет востребован, вот только некоторые его пункты следует доработать.

По европейским лекалам

К настоящему времени различных правил и законов, регулирующих деятельность в транспортно-логистической сфере, в России принято более чем достаточно. Но, как видно, не все в них учтено. И, похоже, именно к такому выводу пришли парламентарии, предложившие к рассмотрению проект закона о создании единого реестра автоперевозчиков.

Законопроект «Об организации перевозок грузов автомобильным транспортом» предполагает создание единого реестра грузоперевозчиков — компаний (юрлиц) и индивидуальных предпринимателей, которые будут допущены до рынка грузовых перевозок. Частные автоперевозчики, не включенные в реестр, попадают в список нарушителей закона. И, соответственно, в случае продолжения уже незаконной работы в сфере перевозок, будут подвергаться наложению административных штрафов.

И особо озаботило их присутствие на отечественном рынке автоперевозок чрезмерно большого количества незарегистрированных, так называемых «серых», грузоперевозчиков.

В связи с чем, автор проекта первый замглавы комитета Госдумы по транспорту и строительству (и по совместительству председатель комитета по транспорту ТПП РФ) Виталий Ефимов в пояснительной записке отметил: «По данным ГИБДД парк грузовых автомобилей, исходя из выданных государственных номерных знаков, составляет порядка 6,5 млн. единиц — они принадлежат 300 тыс. владельцев. При этом 80% из них имеют не более 10 автомобилей и часто совмещают обязанности собственника и водителя. Экспертные оценки показывают, что в России свыше 50% грузовых автомобилей, занятых на коммерческих перевозках, принадлежат физлицам, которые не зарегистрировались как индивидуальные предприниматели, то есть работают нелегально».

Тревогу у думца вызывает, прежде всего, тот факт, что значительная часть этих перевозчиков-частников, экономя расходы на содержание авто, по сути, нарушает обязательные требования в области безопасности перевозок. Не забыли разработчики документа сослаться и на существующие международные нормы, отметив, что практика реестров для автоперевозчиков существует в ряде европейских стран. В том, что российский рынок автоперевозок нуждается в госрегулировании, уверены и некоторые эксперты, в том числе из научной среды.

Например, заведующий научно-исследовательским отделом НИИАТ Иван Батищев, считающий данный законопроект весьма своевременным и полезным для отрасли, подчеркивает:

— Принятие необходимой нормативной правовой базы является важнейшим фактором регулирования рынка грузовых автотранспортных услуг… Транспортный рынок должен быть регулируемым, особенно по условиям допуска на рынок, что подтверждается опытом работы транспорта США, Японии, многих европейских и других стран мира.

Представители же профессионального сообщества автоперевозчиков, даже те, кто не против создания проработанной системы реестров и относятся к выравниванию ответственности и прав автоперевозчиков только положительно, при этом отмечают — к снижению аварийности на дорогах это никакого отношения не имеет.

Как сказал в одном из интервью координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко, «уравняв в ответственности перевозчиков, можно избавиться от неконкурентных условий бизнеса, но к безопасности это не имеет никакого отношения»:

— Количество магистральных тягачей, находящихся в собственности физлиц, как раз и составляет около 70% от общего числа, поэтому неудивительно, что в ДТП они попадают в такой же пропорции. В то же время такие владельцы следят за своим транспортом, как правило, намного лучше, чем делают это в автопарках крупных перевозчиков.

В общем при различии мнений и установок, получается что регулирование в сегменте автоперевозок, но не скороспелое, все-таки необходимо. Пора, наконец, разобраться с «беспределом и хаосом», прежде всего, на внутренних линиях, которые в отличие от международных, государством контролируются формально.

Тише едешь — дальше будешь

Итак, очевидно одно — введение законодательных норм в сфере автоперевозок должно будет способствовать созданию нормальной конкурентной среды и рабочих отношений между участниками рынка, определяемых правовыми актами.

Но, по мнению отраслевых экспертов, предлагаемые преобразования будут действительно эффективными только при взвешенности и поэтапности процесса. Немаловажно, например, тщательно продумать и обоснованно разделить по реестрам перевозчиков, использующих автотранспорт для собственных нужд, и тех, кто занимается перевозками за плату.

Не торопиться с принятием закона, и не создавать еще большей напряженности в сегменте автоперевозок, рекомендует исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) Ольга Федоткина:

— Запуск реестра российских грузоперевозчиков должен быть поэтапным и включать достаточный переходный период сроком до полугода. Это позволит снять широкое недовольство и напряжение на рынке, а также качественнее проработать нормативно-правовой акт. Поэтапность ввода должна касаться и ужесточения требований: начать следует с задач учета транспортных компаний и автопарка с последующим плавным переходом к оценке профессионального соответствия. Создание реестра требует детальной и очень тщательной проработки. В противном случае его поспешное введение обернется худшими последствиями, чем его отсутствие. Должно быть понимание, что это не пожарный вопрос, — подчеркнула эксперт.

И добавила, что для участников рынка автоперевозок (в первую очередь, добросовестных) реестр, безусловно, несет в себе определенные риски. Среди них рост административной нагрузки и напряженности в профессиональной среде, и большая вероятность возникновения коррупционных схем. Однако, при разумном подходе, введение реестра с большой долей вероятности поспособствует упорядочению рынка и послужит повышению качества и безопасности грузоперевозок.

В том, что законодательные нововведения должны быть более проработанными, а введение их постепенным, с госпожой Федоткиной согласны и другие эксперты.

В частности, топ-менеджер «Деловых Линий», член Межотраслевого экспертного совета (МОЭС) Александр Лашкевич, неоднократно высказывавшийся о недостатках предложенного к рассмотрению законопроекта, при этом подчеркивая необходимость нововведений. Из положительного эксперт, например, выделил определенную направленность документа на защиту прав потребителей. Но целый ряд пунктов, по его мнению, нуждается в доработке, а некоторые из них — в довольно серьезной, так как, что очевидно, в них ущемляются права перевозчиков.

— Хорошая идея учредить в стране общенациональный реестр перевозчиков, но этого недостаточно. Разумно было бы ввести карточки допуска по внутрироссийским перевозкам. Они позволят избежать мошеннических схем, их введение также снизит вероятность какой-либо коррупционной составляющей непосредственно на дорогах — с точки зрения проверки сотрудниками Ространснадзора или ГИБДД легальности данного перевозчика, — подчеркнул представитель «Деловых Линий».

Раскритиковал Лашкевич пункт документа о приеме иностранных граждан на работу водителями, в котором прописано условие обязательного получения официального разрешения для работы в РФ.

— Данное требование сужает возможности привлечения тех водителей-иностранцев, которые имеют разрешение на временное проживание или вид на жительство. Юристы компании предложили изменить формулировку на «иностранный гражданин может иметь разрешение на временное проживание или вид на жительство». В таких случаях разрешение на работу для него не требуется, — заметил эксперт.

А с учетом начавшегося в стране процесса цифровизации транспортной отрасли не мешало бы, по его мнению, ввести наравне с такими понятиями как «путевой лист» и «транспортная накладная», термины «электронный путевой лист» и «электронная транспортная накладная».

Кстати, как отметил один из экспертов, при введении реестра, крайне внимательными следует быть при рассмотрении таких вопросов как цифровизация и разделение на коммерческие и собственные нужды компаний:

— Важно четко обосновать дифференциацию на коммерческие и собственные нужды, чтобы не плодить заблуждений и не усложнять жизнь компаниям, которые совмещают оба типа перевозок. Кроме того, реестр должен проектироваться с прогнозом развития цифровых систем на несколько лет вперед. Данная установка относится и к технологиям, и обеспечению единого цифрового контура информационных систем всех регуляторов автотранспортной отрасли.

До введения реестра предстоит определиться с еще одним щепетильным, вопросом. Речь о том, что при включении в него сведений о перевозчиках с них будет взиматься пошлина. И очень похоже, что заниматься «взиманием» будет Торгово-промышленная палата РФ (ТПП): по имеющейся информации функции по ведению реестра планируется возложить именно на эту организацию. С этим в отраслевом сообществе автоперевозчиков далеко не все согласны. Для сбора госпошлины, полагают эксперты, следует выбрать какой-нибудь федеральный орган, например, Ространснадзор. В ведении данной, надзирающей за рынком грузоперевозок, госструктуры будет выдача допусков, в нее же будет поступать информация по долгам и доходам от налоговиков. Но это пока лишь один из предложенных и до конца не проработанных вариантов, не определены пока и размеры госпошлины.

В общем, вопросов больше, чем ответов.

Объединение с ужесточением

Пока же, продолжающиеся рассуждения и заявления о доработке «сырого» законопроекта о грузоперевозках, необходимости введения единых правил для всех перевозчиков и ужесточения госрегулирования сферы грузоперевозок ничего кроме настороженности у представителей малого и среднего бизнеса не вызывают. А вот у 50-ти или 70-ти процентного большинства перевозчиков-частников реестровые инициативы думских и правительственных чиновников вызывают только раздражение и отторжение. Они уже в полной мере ощутили враждебный настрой со стороны определенных госструктур и привыкли к повторяющимся из года в год статистическим «пугалкам» той же ГИБДД, в цифрах-процентах подтверждающих, что грузовики, собственниками которых являются частные перевозчики, представляют повышенную опасность на дорогах. В Госавтоинспекции уверены, и в Минтрансе с ними солидарны, что требования к таким перевозчикам должны быть еще более жесткими, и деятельность их по мере возможностей необходимо пресекать. Это и произойдет при введении реестров «грузоперевозчиков за плату» и «грузоперевозчиков для своих нужд». В оба эти реестра дорога частникам будет заказана.

Поэтому понятен настрой прошедших проверку «Платоном» активистов Объединения перевозчиков России, заявивших на майской пресс-конференции о том, что они приложат максимум усилий для борьбы с введением реестра. А стало быть, в ближайшей перспективе можно ожидать очередных протестных акций.

Кстати войти в реестр, особенно, владельцам небольших предприятий будет не так-то просто.

Чтобы попасть в реестр автоперевозок за плату, нужно подтвердить свои доходы, профнадежность и профкомпетентность. Перевозчик должен владеть имуществом стоимостью не меньше 500 000 руб. (если в перевозках участвует одна единица транспорта), либо не меньше 200 000 руб. в расчете на каждый участвующий в перевозках большегруз.

Подтверждение профнадежности — отсутствие у главы фирмы либо ИП незакрытой судимости за нарушения закона в финансовой, экологической, трудовой сферах, за нарушения безопасности перевозок и использования автотранспорта.

Подтверждение профкомпетентности — присутствие в коллективе минимум одного аккредитованного и установленным образом обученного сотрудника. Чтобы перевозить грузы для своих нужд, нужно только подтвердить профкомпетентность.

За присутствие в одном из реестров нужно заплатить (сумма пока неизвестна), как и за получение категории ответственного сотрудника.

К работающим автоперевозчикам, не включенным в реестры, будут применять административные санкции (их тип не уточняется), а заключенный с ними договор будет признан незаконным. Санкции будут применяться и к не вписанным в реестры грузоперевозчикам для своих нужд.

Попасть в реестры могут обладатели допуска к международным автоперевозкам (если он выдан собственникам большегрузов весом от 2,5 т.).

До2005 г. для занятий грузовыми автоперевозками было достаточно лицензии. После их отмены рынок стал доступным для всех желающих (за исключением рынка международных автоперевозок).

Представители малого и среднего бизнеса в большинстве своем они понимают, что принятие нового закона о грузоперевозках создаст для их деятельности дополнительные сложности и проблемы. Но российскому человеку, в том числе и предпринимателю, не привыкать — он найдет пути, как обойти не устраивающие, тем более, несправедливые, на его взгляд, постановления и законы.

Емко и по существу высказался по этому поводу генеральный директор «Объединенной бетонной компании» Виталий Прокуроров, отметивший, что новый закон только усложнит жизнь малому и среднему бизнесу.

— Правительство постоянно что-то придумывает и, как правило, не в лучшую сторону, особенно для малого и среднего бизнеса. Государство вообще ничем не помогает: они затыкают лазейки, а мы копаем. Придумали они реестр, ну и пусть создают. Значит, компании будут в аренду сдавать частникам транспортные средства, зарегистрированные на юридическое лицо. И обходных путей придумают миллион, — сказал бизнесмен.

Нельзя не отметить еще один существенный фактор, и, к сожалению, опять негативный — с принятием нового закона цены на автоперевозки, по мнению ряда экспертов, могут вырасти в среднем на 10%.

Так что ожидающие рынок автоперевозок изменения порадуют далеко не всех. Совсем неутешительно выглядят прогнозы экспертов в отношении частных перевозчиков — большинству владельцев большегрузов, похоже, придется искать новую сферу деятельности. Впрочем, часть из них сможет устроиться на работу в компаниях, занимающихся перевозками, а кто-то станет ИП — не все так безысходно, возможны варианты.

В идеале же доработанный закон о перевозках должен быть доступным для понимания — прозрачным, и, главное, чтобы в нем учитывались интересы большинства участников рынка автоперевозок. Но это — всего лишь благие пожелания, которым вряд ли суждено сбыться.