ГК «Деловые Линии»

Официальный пресс-центр

Борьба за кадры: как привлечь и удержать сотрудников в логистике


Опрос Superjob показал, что более 80% компаний из различных сфер бизнеса страдают из-за нехватки квалифицированного персонала

Причем наиболее остро эту проблему ощущают логистический и промышленный сектора. В 2024 году каждый транспортный оператор стремится найти свои методы для привлечения и удержания ценных работников. Поэтому портал Finam.ru встретился с Дмитрием Хрущалевым, заместителем генерального директора по развитию группы компаний «Деловые Линии», чтобы обсудить нынешнюю ситуацию на рынке труда.

Высокий спрос на профессионалов

На данный момент водители грузовиков особенно востребованы. Наиболее сложными для закрытия остаются вакансии для категорий «E», «B и C». В течение первого квартала 2024 года спрос на таких работников вырос на 109% и 108% соответственно в сравнении с тем же периодом предыдущего года.

Однако, интерес у логистических компаний вызывает не только водительский персонал, но и сотрудники складов. Требование к ним возросло на 33% в первые три месяца 2024 года по сравнению с аналогичным отрезком 2023 года. Дефицит специалистов наблюдается также среди оперативного персонала, включая кладовщиков, упаковщиков, комплектовщиков и учетных операторов, а также среди руководящего состава — бригадиров смен и начальников складских комплексов.

Недостаток водителей можно объяснить двумя главными факторами: демографическими и профессиональными особенностями профессии. Исследования ГК «Деловые Линии» показывают, что большинство соискателей на позицию водителя с категорией «Е» старше 45 лет, а молодежь не так активно интересуется этой трудоемкой и ответственной работой, связанной с длительными командировками и рисками на дорогах. Это приводит к недостатку кадров и заставляет компании быстро искать решения, предлагая привлекательные условия для перспективных кандидатов.

Пути решения кадровых проблем

Сегодня соискатели приходят в компанию через различные каналы. Основные из них — это рекрутинговые сайты, через которые привлекается большинство сотрудников. Время на закрытие вакансий зависит от множества факторов: должности, региона, сезонности, графика работы, типов рейсов и требований к кандидатам. Водителей категории «Е» можно найти за 7–30 дней, тогда как логисты появляются в штате в течение 2-3 недель. Реферальная система  «Приведи друга» привлекает около 30% новых работников. Кроме того, компания активно работает над программой возвращения назад и бывших сотрудников.

Мы уделяем большое внимание созданию атмосферы, в которых персоналу будет комфортно работать. Улучшение социальных и бытовых условий — это значимый фактор удержания команды. Корпоративная спортивная программа позволяет сотрудникам участвовать в совместных тренировках и соревнованиях. Мы предлагаем конкурентоспособную заработную плату, расширенный медицинский пакет, обучение и подарки для детей работников.

Сотрудники — наш главный актив, поэтому мы создаем комфортные условия как на этапе приема на работу, так и в процессе трудовой деятельности. Немаловажную роль играет работа руководителей подразделений с персоналом: мы активно поддерживаем возможности для профессионального и карьерного роста.

В «Деловых Линиях» разработана система обучения и наставничества, предполагающая как онлайн, так и офлайн-курсы для повышения квалификации. Например, водитель может стать бригадиром смены, затем — руководителем автоколонны или перейти в другую роль, такую как механик или тренер по экономичному вождению. Есть примеры карьерного роста: сотрудник, начинавший водителем-экспедитором, стал менеджером по логистике, затем начальником автоколонны, а сейчас возглавляет отдел эксплуатации автопарка в Москве.

Если работник задумывается об уходе, руководители подразделений выясняют причины и при необходимости предоставляют более удобные условия труда, например, изменяют график работы. Индивидуальный подход применяется к каждому сотруднику.

Проблемы с нехваткой кадров требуют комплексного решения, включая сотрудничество с органами власти. Государственная поддержка, программа бесплатного обучения для категории «Е» в автошколах, льготная ипотека для водителей и налоговые льготы для работодателей могут повысить привлекательность логистических профессий среди молодежи.

Разнообразные подходы в области рекрутинга, такие, как реферальные программы и конкурентоспособные условия труда, укрепляют команду и привлекают новых специалистов, подчеркнул представитель «Деловых Линий». Эти усилия помогают заполнить вакантные позиции и создать среду, в которой каждый сотрудник видит перспективы профессионального роста. Вовлечение органов власти и разработка программ поддержки профессии могут дополнительно повысить эффективность этих мер, делая работу в транспортной сфере более привлекательной для молодежи.