ГК «Деловые Линии»

Официальный пресс-центр

Грузоперевозки в постпандемию: физлицам стало выгоднее


Крупные транспортно-логистические компании при формировании программ лояльности в основном ориентируются на корпоративных клиентов. Однако разворот тренда в сторону частных клиентов становится все более заметен. Пандемия только усилила эту тенденцию.

С начала введения коронавирусных ограничений значительно выросли объемы интернет-торговли, также взрывной рост показало дистанционное предоставление услуг, в особенности доставка заказов в пределах одного города. Проект «Яндекс. Такси» по доставке посылок на такси и другие оперативно запущенные аналогичные инициативы обнажили глубины потенциальной емкости розничного рынка – аналитические данные за весну еще не вышли, но ажиотаж уже наступил – бизнес стал перестраиваться.

Год еще не закончился, но уже можно говорить о первых результатах. Так, на российском рынке ретейла доля интернет-торговли по итогам первого полугодия 2020 года (на которое пришлись ограничения работы магазинов из-за COVID-19) впервые превысила 10%, что в 2 раза выше аналогичного показателя в первом полугодии 2019 года. Хотя российский рынок e-commerce серьезно отстает от Китая (29,9% в Китае против 10,9% в РФ), он приблизился к таким развитым рынкам, как США (13,9%). Об этом рассказал президент Ассоциации компаний интернет-торговли (далее — АКИТ) Артем Соколов на саммите розничного бизнеса WorldRetailRussia 2020.

«Покупали в основном — и это еще одно историческое изменение ландшафта рынка — одежду и обувь. Эта категория впервые опередила бытовую технику и электронику — по сути из-за того, что одежду и обувь можно было приобрести только в онлайне, оффлайн полностью был закрыт. Образовалось такое «бутылочное горлышко», через которое весь объем одежды и обуви был реализован — через e-comm», — отметил Артем Соколов.

Необходимость розничных сетей платить аренду за все месяцы простоя привела многие из них к решению свернуть деятельность в оффлайне. Таким образом, даже после снятия ограничений рынок интернет-торговли получил новый толчок ввиду смены модели бизнеса у многих компаний.

В результате роста заказов со стороны физических лиц транспортные компании активнее стали задумываться о спецпредложениях для этой категории клиентов. Именно сейчас крайне важно не упустить этот сегмент рынка. В прошлом году у ряда крупных грузоперевозчиков работа с физлицами составляла 15% от всех отправлений.

Ввиду новых реалий эта цифра в 2020 году способна существенно возрасти, особенно с ростом информированности клиентов об альтернативе традиционным почтовым отправлениям. Немалая часть клиентов предпочитает доплачивать за экономию времени и нервов, а также за скорость доставки.

Основные категории грузовых отправлений физических лиц укладываются в 4 группы. Так, по данным транспортно-логистического оператора ГК «Деловые Линии», наиболее востребованы отправки родным и знакомым; покупка и возврат товаров, приобретенных в Интернет-магазине; переезд на другое место жительства (перевозка мебели, вещей); перевозка личного спортинвентаря и багажа к месту отдыха и обратно. К частным клиентам можно отнести и физлиц, оперирующих небольшим интернет-магазином. Это владельцы микробизнеса по продаже товаров, как правило, самозанятые или ИП, а также лица, осуществляющие совместные закупки с последующим распределением товара по заказчикам. Цена и скорость доставки – одни из ключевых параметров услуги, влияющих на выбор перевозчика. Причем, по мнению, главы направления «Логистика» компании «Яндекс.Такси» Тембота Керефова, быстрые способы доставки не обязательно должны быть дорогими. Но главными то, на что в первую очередь продолжит обращать внимание клиент — это цена, надежность и стабильность сервиса.

Акционные предложения транспортных компаний для физических лиц эффективны как в режиме ограниченного «окна возможностей» (выгодные акции для всех, действующие в пределах 2-4 недель либо дольше, но рассчитанные на определенные узкие категории клиентов), так и на «марафонской дистанции», когда акции длятся по несколько месяцев и охватывают максимально возможную клиентскую аудиторию.

К последним можно отнести серию предложений тех же «Деловых Линий». Речь о специальном предложении до конца года на стоимость перевозки всем держателям Единой карты петербуржца или карты москвича (при отправке грузов до 100 кг из Петербурга и Ленинградской области, Москвы и Московской области), о купонах с промокодами, а также о возврате на счет «живых денег» в размере 5% при оплате любых услуг компании картой банка Тинькофф.

«Мы видим высокий потенциал в сегменте клиентов-физлиц. За первый месяц введения акций по социальным картам и купонам мы уже наблюдаем прирост клиентов почти на 20%. Количество частных клиентов у нас и ранее измерялось десятками тысяч человек, однако рост востребованности услуг перевозки ставят этот сегмент в число приоритетных. Накопленные компетенции позволяют нам делать интересные предложения – и это не просто скидки, а состав и качество услуги, включая все онлайн-возможности, трекинг заказа, удобные каналы связи (в том числе через мессенджеры, соцсети) и так далее», — отметил Александр Лашкевич, директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии».

При этом важно учесть потребности разных групп клиентов-физлиц. Если для одних важнее удобство (адресная доставка либо адресный прием отправления с точным одно-двухчасовым интервалом прибытия машины в удобное клиенту время), то для других переплата 100-200 рублей – достаточный фактор для того, чтобы самостоятельно забрать заказ (или отдать) на терминале перевозчика. Поэтому транспортные компании, наряду с акциями по адресной доставке или приему груза от адреса, развивают сеть небольших отделений у метро по работе с физлицами. «Мы активно открываем пункты выдачи заказов рядом с метро и в центре города – чтобы было удобнее забрать у дома или работы, а не ехать далеко. Сейчас таких отделений больше 60, и мы продолжаем расширять партнерскую сеть», — подчеркнул Александр Лашкевич.

При этом рынок подкидывает все новые вызовы, а следовательно, и возможности. Так, с 1 января 2021 года утратят силу действующие правила продажи товаров дистанционным способом, продажи отдельных видов товаров и товаров по образцам, а также правила комиссионной торговли непродовольственными товарами. В связи с этим Минпромторг разрабатывает новые правила интернет-торговли, а отраслевые ассоциации направляют свои поправки и замечания. Предложения, подготовленные АКИТ, по данным информагентств, основываются на следующих принципах: потребитель должен иметь возможность оформить заказ любым удобным способом (sms, push-уведомления, электронная почта). Также он должен иметь возможность предварительно ознакомиться с товаром, даже несмотря на дистанционный формат сделки. АКИТ предлагает упростить процедуру получения товаров, отменить обязанность потребителя предъявлять квитанции, распечатки. Кроме этого, необходимо создать понятные критерии сохранности товарного вида с одновременным предоставлением потребителю возможности по соглашению с продавцом вернуть товар надлежащего качества с утраченным товарным видом.

Последняя инициатива напрямую будет способствовать более тщательному выбору перевозчиков с высокими показателями сохранности грузов.