ГК «Деловые Линии»

Официальный пресс-центр

Грузовые автопарки переориентировались на новые бренды


Стоимость техники на российском рынке коммерческого транспорта стабилизировалась, а парк теперь представлен преимущественно моделями китайского и российского производства. Большая часть комплектующих для грузовиков из КНР доступны в России.

Объемы продаж коммерческих автомобилей растут. По данным «Автостата», в 2023 году было продано более 250 тыс. машин, это на 45% больше показателя 2022 года. При этом 70% «грузовых» дилеров продают китайские бренды. На февраль 2024 года в России насчитывалось около 1800 дилерских центров по продаже грузовых автомобилей — на 73% больше, чем в 2023 году. Марки с наибольшим количеством дилеров — Sitrak, Howo, Dongfeng, XCMG, ГАЗ.

«В прошлом году, на фоне резкого увеличения спроса на доставку автотранспортом, многие перевозчики начали активно приобретать новую технику, в этом году продолжают обновлять автопарки, но уже менее динамичными темпами», — говорит Вадим Филатов, совладелец и заместитель директора ПЭК, президент Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов, руководитель комитета по транспортной логистике «Деловой России».

По словам эксперта, в апреле впервые с начала года лидерство по объемам продаж вернул себе КамАЗ (19% всех продаж). Это связано в том числе с расширением программы льготного лизинга для закупки отечественных тягачей.

Правительство расширило поддержку госпрограммы льготного лизинга «Российский тягач» на 2,5 млрд рублей, выделив субсидирование этой категории техники в отдельную строку финансирования. На апрель 2024 года вторую строчку по продажам занял Sitrak (12,5%), третью — Shacman (12%), четвертую — FAW (10,6%), пятую — Dongfeng (7%), согласно данным «Автостат».

Китайская техника в целом не уступает европейским брендам «большой семерки», отметил генеральный директор транспортной компании Delko Санджар Ашуралиев, но недочеты в качестве сборки и комплектующих в условиях гарантии пока присутствуют. Есть вопросы по доступности запчастей и сервисного обслуживания.

Дмитрий Хрущалев, заместитель генерального директора по развитию ГК «Деловые Линии», соглашается: «Можем отметить, что коэффициент технической готовности транспорта из Китая на 5% ниже, чем у европейцев».

Юрий Коробейников, директор по продажам федеральной транспортной компании «Скиф-Карго», оценивает ситуацию с запчастями как в целом нормальную.

«Мы не заметили какого-то дефицита. Практически все ходовые позиции для текущего обслуживания и ремонта всегда есть в наличии на складах поставщиков. Доставка неходовых позиций обычно занимает не более 5 дней, что также является нормой в текущей ситуации», — рассказал он.

Дилеры, офлайн-магазины и маркетплейсы регулярно пополняют ассортимент запчастей, ориентируясь на статистику по сервисному обслуживанию техники. Сложности могут возникнуть с доступностью электронных компонентов, поставка которых напрямую из Китая занимает до трех недель.

«Действительно, продажи все больше уходят в интернет и на маркетплейсы, такие как Avito, Ozon, Zzap.ru, Я.Маркет и другие. Дилеры грузовых запчастей стремительно осваивают эти площадки», — говорит Константин Модников, генеральный директор Sotrans Parts.

Фото: Юрий Зубко/РГ

Сегмент LCV (легкие коммерческие автомобили) в России представлен в основном отечественными брендами. По данным «Автостата», лидером продаж остается ГАЗ. По итогам апреля этот российский производитель занял больше половины (56%) рынка, что в реальном выражении составляет 5241 единицу техники. На втором месте в рейтинге отечественный бренд УАЗ (1602 ед.), на третьем — Sollers (833 ед.), на четвертом — Lada (697 ед.) и лишь на пятом — китайский Dongfeng (184 ед.).

Вадим Филатов объясняет: бизнесу здесь нужна неприхотливая техника, с возможностью быстрого ремонта, чтобы не допускать простоев. Отечественные коммерческие автомобили эконом-класса с бензиновыми и дизельными двигателями подходят. Китайские производители пока не создали сервисных условий для подобной эксплуатации. Поэтому на этом сегменте рынка давно закрепились и продолжают развиваться российские компании.

Это подтверждает Иван Захаров, директор по снабжению ФГУП «Главный центр специальной связи»:

«Автопарк Спецсвязи регулярно пополняется техникой российского производства, нареканий нет. Например, для доставки малогабаритных грузов и корреспонденции был переоборудован «Москвич 3», а также были разработаны специальные модели бронированного автомобиля «Луидор» на базе «ГАЗель Next» и «Соболь NN». Мы уже рассматриваем закупку новых моделей различной тоннажности таких производителей, как ГАЗ, КамАЗ и Урал».

Ключевая проблема автомобильных перевозок — дефицит водителей грузовиков. Об этом говорят большинство представителей отрасли. По данным Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов («АвтоГрузЭкс»), уже сейчас до 18% автопарка российских компаний простаивает из-за дефицита водителей. Проблема обостряется: через шесть лет средний возраст водителей грузовиков в России вырастет с 54 до 59 лет.

«Сегодня любые попытки перекупить квалифицированного сотрудника в 9 из 10 случаев приводят лишь к повышению зарплаты на стороне действующего работодателя. Наша компания не является исключением», — говорит Юрий Коробейников.

Прогнозы крупнейших рекрутинговых агентств сбываются — рынок ждет новый кадровый вызов, в котором требования работодателя постепенно начинают смягчаться, а нематериальная мотивация и высококлассное обучение станут новым конкурентным преимуществом при поиске кадров.