ГК «Деловые Линии»

Официальный пресс-центр

Грузы идут на восток и с востока


  • Российская газета
  • Мнение
  • 06 апреля 2022
  • Ирина Фурсова

По мнению экспертов компании Roland Berger, в стоимости любого продукта около 40 процентов составляют затраты на логистику. И хотя оптимизация транспортных издержек напрямую не фигурирует в списке целей устойчивого развития ООН, понятно, что грамотный подход к хранению и доставке позволяет сдержать рост цен на многие товары и, соответственно, сделать их доступнее для людей.

Фото: Photoxpress

 

Что касается России, то логистика в экономике России занимает примерно 20 процентов, а самая популярная и массовая профессия сегодня — профессиональный водитель, за баранкой зарабатывают себе на жизнь около 7 процентов населения. Причем опять-таки согласно данным RB, только примерно 15 процентов грузовиков грузоподъемностью свыше 12 тонн принадлежат крупным и средним транспортным компаниям, остальные же — во владении малого бизнеса или ИП.

Но антироссийские санкции, введенные в последнее время, со всеми, как говорится, вытекающими последствиями, осложнили жизнь автоперевозчикам всех мастей. Как сообщил операционный директор УК ГРАНДО Вадим Минаков на круглом столе по логистике, прошедшем на платформе Центра поддержки экономики Москвы при поддержке Ассоциации менеджеров России, сейчас на рынке высвободилось большое количество автотранспорта. Из-за возросшей конкуренции в ближайшие 2-4 месяца критичного роста цен на перевозки не произойдет. Но перевозчики, которые сейчас начнут демпинговать, к лету могут и обанкротиться.

В обозримом будущем, по его мнению, с рынка уйдет около 10-15 процентов среднетоннажного транспорта. Что же касается крупнотоннажного, то он сейчас на плаву, поскольку торговые сети активно забивают склады. Но когда все склады затарятся, у владельцев крупнотоннажного автотранспорта будет один выход — осваивать направление на Китай.

«Снижение объема торговли со странами Запада и ограничения на пересечение границы с ЕС уже влияют на перераспределение цепочек поставок в сторону восточного направления. Данные за март свидетельствуют об увеличении доли азиатского направления в структуре перевозок грузовым автомобильным транспортом. Если китайская сторона облегчит условия прохождения автомобильных пунктов пропуска, то эта тенденция может усилиться», — рассказали «РГ» в департаменте экономики и развития транспорта Аналитического центра при правительстве РФ.

Стабильность поставок товаров сейчас стала гораздо важнее стоимости их доставки
Уже очевиден рост трафика с Турцией и Китаем, подтвердил завкафедрой предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрий Завьялов. Железнодорожный транзит через Казахстан и Беларусь вырос более чем в два раза, резко выросло число заявок на перевозку между Россией и Китаем. Грузы, которые раньше следовали через порты Северо-Запада и Юга, вероятнее всего тоже будут переориентированы на порты Дальнего Востока и сухопутные погранпереходы с Китаем. «Многие участники рынка говорят о росте заявок на комбинированную доставку, например, морем до Владивостока и затем автомобильным или железнодорожным транспортом в Центральную Россию. Это увеличит примерно в два раза нагрузку на объекты логистической инфраструктуры восточного направления и потребует увеличения мощностей. Если раньше логистические центры располагались вокруг Москвы и Санкт-Петербурга, то теперь есть необходимость в расширении промежуточных логистических мощностей на восточном направлении», — подчеркнул эксперт РЭУ.

Эксперты АЦ рассказали, что работа в этом направлении уже кипит. Так, строятся автодорожные обходы городов на широтных магистралях, связывающих центр страны с Дальним Востоком, модернизируется инфраструктура пограничных пунктов пропуска. Целесообразно, считают в АЦ, также развивать инфраструктуру пунктов пропуска на границе с Казахстаном, Монголией и КНР.

«Да, развитие отрасли постепенно будет смещаться на восток, — подтвердил «РГ» руководитель по взаимодействию с инфраструктурными и отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии» Евгений Уткин. — Сейчас часть импортеров начинает активно переориентироваться на поставщиков из Юго-Восточной и Средней Азии, стран-членов ЕАЭС. В марте по сравнению с февралем замечен рост более чем на 20 процентов на доставку товаров из Сибирского федерального округа, а с Дальнего Востока — на 15 процентов». При этом, отметил эксперт, Дальний Восток испытывает большую нагрузку от импортного грузопотока из Китая и других азиатских стран, что ведет к перегруженности морских портов и железнодорожных терминалов. Вследствие этого импортеры стараются найти новые способы оперативной отправки товаров. Так, «Деловые Линии», зафиксировав кратный прирост запросов на авиаперевозку, оперативно запустили доставки из Китая и крупнейших городов Юго-Восточной Азии коммерческих партий товаров от 10 кг для юридических лиц.

Китай пишем, Европа в уме — примерно так можно понять мнение руководителя департамента логистики и маркетинга Финансового университета при правительстве Франка-Детлефа Венде. Эмоциональный и конъюнктурный фон решений западных коллег сменится решениями, основанными на национальных интересах, в основе которых — здравый смысл, уверен эксперт. Нет нужды запирать западные ворота на замок, к зиме в них настойчиво начнут стучаться с Запада. Расширение же поставок в Китай и Юго-Восточную Азию обусловлено не только нынешним кризисом, но и реализацией отложенного спроса, обусловленного пандемией: поставки на восточных направлениях росли и в 2021 году. «В существующих условиях увеличение импорта из Китая закономерно. Однако Поднебесная не сможет покрыть всю товарную номенклатуру западного импорта для России, — считает доктор Венде. — А для реализации экспортного потенциала России также понадобятся новые партнеры в Юго-Восточной Азии, Индии на Ближнем Востоке».

В Торгово-промышленной палате РФ тоже не сбрасывают со счетов южные направления. «В ближайшие годы бизнес будет искать обходные пути для импорта товаров из Европы, США, Японии. Появятся новые более удобные центры для проведения транзитных сделок. Там же будут возникать предприятия по переработке и поставке товаров получателям. Такими странами могут стать Казахстан, Узбекистан и ОАЭ. Эмираты прорабатывают с ЕАЭС возможность создания свободной экономической зоны. Таким образом, в ближайшие годы будут запущены маршруты, позволяющие организовать импорт в эти страны из стран, признанных недружественными, с последующим экспортом в Россию. Будет также увеличен товарооборот с Индией. Кроме того, в связи с прекращением судозаходов крупных контейнерных линий в Европейской части России, будут развиваться морские перевозки через Бендер — Аббас», — рассказал «РГ» президент ТПП РФ Сергей Катырин.

При этом он подчеркнул, что усложнение международных цепей поставок требует пересмотра отработанных схем доставки. Поэтому участникам логистического рынка необходимо в оперативном режиме постоянно вырабатывать новые решения, часто более сложные, но позволяющие доставить груз в прогнозируемые сроки. Стабильность поставок становится приоритетнее цены.