ГК «Деловые Линии»

Официальный пресс-центр

Истории петербургского бизнеса


Как группа компаний "Деловые Линии" прошла путь от одной фуры до беспилотных грузоперевозок.

После анархии «дикого капитализма 90-х», в так называемых «нулевых» появилось окно возможностей для роста перспективных направлений. Рыночных ниш и спроса было достаточно почти во всех потребительских сегментах. Целые нынешние империи были основаны каких-то 20 лет назад, и кем? – вчерашними студентами с горящими глазами.

Так началась в 2001 году и история ныне ведущего грузоперевозчика – компании «Деловые Линии». Началась с мозгового штурма свежеиспеченных выпускников «Военмеха» — мол, как жить дальше будем?

Энтузиасты обратили взор на вариант с грузоперевозками – тогда это был абсолютно хаотичный рынок, состоящий в основном из физлиц и ИП на старых авто.

Фарид Мадани, генеральный директор ГК «Деловые Линии»:

«Я отучился на кафедре систем обработки информации и управления, — вспоминает генеральный директор компании Фарид Мадани. — Увлекался программированием, информационными системами и разрабатывал свою систему управления транспортными потоками».

Название компании сложили из двух вариантов, между которыми выбирали, — «Невские линии» и «Деловые системы». Арендовали скромное помещение за 250$ в месяц, принесли свой компьютер и вооружились справочником «Желтые страницы», где искали компании, которым могли бы требоваться грузоперевозки. Машины с водителями привлекали по субподряду. Сначала занялись перевозкой между городами и доставкой от и до адреса клиента.

Первую собственную машину купили в 2002 году, тогда же открыли офис уже в Москве. С нишей – не прогадали, и емкость рынка казалась бесконечной.

Решили идти в потенциал  и начали понемногу увеличивать собственный автопарк – за 7 лет работы, к 2008-му, он вырос до 250 машин (при этом уже тогда старались брать машины не старше 3 лет), а персонал стал исчисляться не одной сотней человек. За несколько лет стало ясно: развиваться в грузоперевозках можно, условно говоря, не просто вправо или влево, но и вверх и вглубь, и по диагонали. Осваивать новые города и направления (в 2006 году открыли первое подразделение за Уралом — в Екатеринбурге, потом последовали терминалы в Челябинске в 2007 году и в Тюмени в 2008-м), развивать сегмент FTL (когда машина целиком выделяется под потребности одного заказчика), складскую логистику, а главное – обрела первые контуры идея о технологической платформе.

Её величество цифра

Фарид Мадани:

«Огромный импульс к развитию услуг нам дало проникновение интернета как нормы жизни, — отмечает Фарид Мадани. — Наша компания была одной из первых, кто вложился в онлайн-сервисы и технологические платформы. Это помогло существенно нарастить клиентскую аудиторию. К тому же мы видели, что заказчики товаров с сайтов хотят получить заказ как можно быстрее, и дали им такую возможность. В 2008 году у нас появилась потребность отказаться от ручной маркировки грузов и внедрить квитанции со штрих-кодом, а также терминалы сбора данных, — тогда такие технологии были передовыми».

Достаточно ранний старт в цифровизации обусловил возможность быть на шаг впереди, стать хедлайнером рынка. На созданный задел можно было опереться и развивать его – компания вкладывала ежегодно средства даже тогда, когда многие перевозчики прекрасно жили по-старинке без всяких «этих модных и дорогих наворотов». По факту диджитализация окупалась довольно быстро и уже в среднесрочной перспективе стала снижать себестоимость грузоперевозки (позволяя запускать выгодные акции для клиентов и подкопить ресурсы для дальнейшего роста и развития).

Сегодня в ГК «Деловые Линии» автоматизировано около 60% процессов, связанных с организацией доставки. Эффект от технологических платформ и решений в цифрах: сегодня автоматизированные системы управления транспортом и складом помогают экономить до 25-30% затрат и времени.

Потенциальные новшества сначала тестируются на математических моделях, которые имитируют бизнес-процесс (в том числе визуально), и позволяют адаптировать события и метрики в более эффективном ключе. При отсутствии эффекта в рамках матмодели от идеи отказываются либо ее модифицируют.

Электронный документооборот – следующий хороший резерв для снижения себестоимости перевозки. По расчетам Минтранса, введение ЭДО позволит вдвое увеличить скорость перемещения товаров к 2024 году. Однако благодаря ЭДО в ГК «Деловые Линии» уже удалось на 5% снизить холостые прогоны за счет отсутствия необходимости заезжать в автотранспортные предприятия для сдачи путевой и перевозочной документации.

Влияние цифровых решений на эффективность бизнеса ГК «Деловые Линии»

Программные продукты, управляющие маршрутами:

— на 10-25% сокращают расстояние и время перевозки

— на 15-20% уменьшают простои

— на 10% снижают транспортные расходы

— гарантируют попадание во временные окна на уровне 95%

Системы управления складами:

— снижают время обработки груза на складе в 2 раза

— повышают максимальную пропускную способность терминала на 25%

Единое окно оператора контактного центра:

— на 50% сокращает срок обучения и адаптации новых сотрудников

— на 40% сокращает время отработки одной операции

— на 15% увеличивает производительность одного оператора

— на 10% увеличивает продажи услуг

Синергия роста

Поскольку на заре тысячелетия зарождались многие бизнесы, а первыми клиентами «Деловых Линий» были небольшие коммерческие компании, занимавшиеся торговлей либо производством, то рост объемов бизнеса шел параллельно: больше масштаб — выше потребность в перевозках — важнее потребность клиентов в удобстве и сервисе, в охвате новых городов и направлений и так далее. Та самая синергия, которая совместно дает больший эффект, чем рост по отдельности.

Общий тренд последнего времени — «разбег» по специализации бизнесов. Так, если раньше для компании, чей основной профиль деятельности не связан с перевозками, было нормально содержать свой автопарк, то в современных реалиях это становится невыгодным: усложняется законодательство, требуются постоянные вложения в парк и склады, растет фонд оплаты труда, а также вложения в цифровизацию. В итоге отказ от собственной логистики и переход на аутсорсинг для многих становится предпочтительным.

ГК «Деловые Линии» спрогнозировала такую потребность в оказании комплексных услуг (3PL) и предложила клиентам. Сегодня доля 3PL в бизнесе растет и потенциал этого сегмента весьма емкий — так, по экспертным данным, внешние логистические решения могли бы оптимизировать бизнес примерно 2/3 компаний. По расчетам аналитиков «Деловых Линий», благодаря передаче логистики на аутсорсинг возможно до 30% сократить собственные затраты в зависимости от вида деятельности и принципов организации собственной транспортной службы.

Сегодня у ГК «Деловые Линии» свыше 50 3PL складов по всей России, общая площадь которых уже превысила 100 тысяч кв. м.

Математическое моделирование, которое ГК «Деловые Линии» использует в своей предиктивной аналитике, работает и в интересах клиентов, позволяя оптимизировать их бизнес-процессы. Так, на массиве данных можно спрогнозировать, сколько и какого груза понадобится в той или иной точке. Для клиента это явная оптимизация расходов и времени, выявление новых ниш товарного ассортимента, а для конечного покупателя — удовлетворение потребностей наилучшим образом, то есть в нужном объеме и в срок.

Фарид Мадани:

«Наша миссия — делать сложное простым, — говорит Фарид Мадани. — И сегодня наша цель — стать основой для развития миллионов бизнесов на территории России и за её пределами, быть частью каждого груза, перевезенного на территориях нашего присутствия».

Адаптивность к форс-мажорам

Пандемия стала вызовом для всего мира и практически для всех видов бизнеса. Перестроиться потребовалось очень быстро. Так, резко вырос спрос на адресную доставку — в ответ «Деловые Линии» оперативно провели реновацию автопарка малотоннажных машин, расширили возможности управления заказами через верифицированный номер, ввели возможность общаться с менеджером по видеозвонку. Кратно увеличился интерес к покупкам через маркетплейсы — стали активно работать с крупными ретейлерами, ввели кастомизированные предложения. Резко возросла требовательность клиентов к сроку доставки — вплоть до того, что долгая доставка заставит отказаться от покупки вообще и взять в том интернет-магазине или маркетплейсе, который предложит кратчайший срок.

В итоге прибыль конкретной точки интернет-торговли стала в буквальном смысле определяться скоростью и качеством доставки. При этом к переплате конечные клиенты готовы ограниченно (а в идеале любой клиент хочет бесплатную доставку) — тут и пригодились механизмы автоматизации и матмоделирование, которые, впрочем, пришлось в срочном порядке адаптировать под новую ситуацию.

Резкая смена модели потребления клиентов привела к динамичным изменениям внутренних процессов у перевозчиков.

Фарид Мадани:

«Раньше крупный бизнес мог себе позволить быть неповоротливым и медленным, бюрократическим и негибким. Сегодня компании, не отвечающие требованиям времени, мгновенно теряют свои позиции. Благодаря той цифровой трансформации, которую мы проводили все последние годы, нам удалось прирастить клиентскую базу – за счет клиентов тех компаний, которые раскачивались или просто ожидали окончания короткого локдауна и возврата к прежней жизни. Сегодня скорость – один из определяющих факторов. Нам потребовались буквально 2-3 недели на перестройку, что для крупного бизнеса с почти 20-тью тысячами сотрудников – скажем так, интересный вызов».

По итогам 2020 года ГК «Деловые Линии» стали победителем в конкурсе «Проект года» за проект «Автоматическое планирование рейсов городской автодоставки» — актуальность его резко выросла в пандемию. На сам проект было потрачено 90 тысяч человеко-часов. Разработанная система автодоставки позволяет планировать около двух тысяч рейсов ежедневно для экспедирования грузов клиентов во всех городах РФ. Математическая модель содержит порядка 400 различных параметров и способна быстро распределять заявки на сотни машин. Теперь логист города-миллионника корректирует не более 10-15% рейсов, затрачивая на это 15-20 минут в конце рабочего дня.

Двадцать лет – и много, и мало

Фарид Мадани:

«Нам 20 лет. Если прокрутить за минуту в ускоренной перемотке «фильм» об истории развития ГК «Деловые Линии» — от справочника в первый год работы и команды буквально из трех человек возрастом до 23 лет до системообразующего предприятия страны (компания включена в соответствующий перечень Минтранса), отраслевого гиганта – темпы этого роста до сих пор поражают даже меня. Но это и мотивирует держать планку и идти дальше. Впереди, так или иначе, — беспилотники и дроны, пусть и остается 10-15 лет до их реальной массовой перспективы, но готовиться надо уже сейчас».

Сегодня ГК «Деловые Линии» участвует в государственных проектах по цифровизации отрасли. Это уже упомянутый выше переход на ЭДО и электронные транспортные накладные (ЭТрН) с рядом крупных клиентов. Еще одна революция, конечно, беспилотные грузоперевозки. В июне было подписано соглашение с Минтрансом о создании транспортного коридора для беспилотников. Значение участия в стратегическом госпроекте сложно переоценить, и это позволит создать очередной технологический задел.

«Мы уже давно по сути IT-компания, — говорит Фарид Мадани. – А еще оптимизатор бизнеса для наших клиентов».

Конкурентное поле в логистике меняется. Уходит «серый» сегмент рынка, мелкие компании и ИП. Крупные игроки соревнуются в сервисе, и эта конкуренция, с одной стороны, играет на руку клиенту, с другой — мотивирует быстрее внедрять новации. Профиль рынка, по оценкам экспертов, сильно поменяется в ближайшее десятилетие.

«Через 10 лет мы будем в топе. Уверен. Обещаю», — резюмирует Фарид Мадани.

Разработки, которые «Деловые Линии» внедрили первыми в России:

• Система диспетчеризации с помощью TMS и мобильного приложения, при которой водители получают задания и отмечают его выполнение в смартфоне

• Использование терминалов сбора данных на складах

• Собственный контакт-центр

• Уникальная сортировочная линия распределения грузов BUDDE, аналогов которой нет в РФ