ГК «Деловые Линии»

Официальный пресс-центр

Новые реалии ритейл-поставок


Как изменилась доставка в торговые сети за последние три года

Внешнеэкономическая ситуация и изменение потребительского поведения подтолкнули ритейл к смене логистики и базиса поставок. Среди трендов 2024 года эксперты рынка выделяют переход от доставки на распределительные центры сразу в магазины, децентрализацию поставок и увеличение складских мощностей в регионах, поставки в расширяющиеся сети дискаунтеров. Для ускорения и экономии поставщики и торговые сети автоматизируют процессы и прибегают к услугам транспортных компаний.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Емкость и спрос

Объемы рынка доставки товаров в торговые сети в 2023 году по стране увеличились в несколько раз в сравнении с 2022 годом, рассказывает независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов. По его словам, лидером в данном сегменте стали представители продуктового сетевого ритейла: на них пришлось около 26% заказов. Также в два раза вырос спрос на доставку к селлерам косметики и парфюмерии: их показатели удвоились по сравнению с позапрошлым годом. Наиболее востребованными товарами в торговых сетях стали игрушки, хозтовары, оборудование и рекламная продукция.

Фото: pexels.com / Marcin Jozwiak

 

Аналитики ГК «Деловые Линии» подтверждают: доставка в торговые сети за последний год (в 2023 году в сравнении с 2022 годом) выросла на 26%, а больше всего поток грузов пришелся на такие точки, как «Светофор», «Детский мир», «Х5», «Тандер» и «Ленту». В целом эксперты акцентируют, что за последние три года (2021–2024) спрос на доставку постоянно рос и уже сформировалась довольно стабильная сезонная динамика: в январе — спад, февраль и март демонстрируют рост, апрель и май — стабилизация, летние месяцы показывают спад, но уже в августе начинается динамичный рост.

«Такая сезонность обусловлена спросом конечного покупателя: в январе мы покупаем мало, так как обычно это делаем в декабре перед Новым годом, летом многие уезжают в отпуска из страны или привычных мест жительства, в августе возвращаемся и начинаем подготовку к новому учебному/рабочему году, делаем ремонт»,— поясняют аналитики ГК.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Среди причин роста спроса руководитель направления факультета e-commerce Университета «Синергия» Елизавета Писарева называет и развитие интернет-торговли, увеличение числа магазинов и сервисов доставки, а также изменение предпочтений потребителей. «Многие торговые сети предложили услугу доставки, увеличив таким образом спрос. Например, дискаунтеры начали предлагать доставку товаров на дом. Некоторые сети, такие как «Пятёрочка», «Магнит», «Дикси» и другие, также увеличили количество своих пунктов выдачи заказов. Изменения произошли и в организации доставки. Многие сети внедрили автоматизацию процессов, например автоматическое формирование заказов. Это сократило время обработки заказов и улучшило качество доставки. Также стала популярна услуга «последней мили», когда курьер доставляет заказ до двери клиента. Изменился и характер грузов. В последние годы увеличилась доля крупногабаритных грузов, включая мебель и бытовую технику»,— комментирует Елизавета Писарева.

Перестройка торговых сетей

За последние три года был заметен спрос на доставку в дискаунтеры. По данным аналитиков ГК «Деловые Линии», в 2023 году он составил 20% в сравнении с 2022 годом, или 143% в сравнении с 2021 годом. В компании связывают это с расширением данного типа магазинов по стране из-за увеличения потребительского спроса.

«Заметен рост спроса на магазинную доставку — связано это с тем, что складские мощности торговых сетей иногда испытывают дефицит и они ориентируют поставщиков на доставку грузов сразу в магазин, а не на распределительные центры. Также заметен рост доставки в некоторые строительные сети и сети для ремонта и уюта. На это есть две причины: во-первых, часть сетей вышла с рынка (например, IKEA), во-вторых, возрос спрос на доставку в другие».

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

О том, как компании перестроили свою логистику, рассказала заместитель генерального директора розничного фешн-ритейлера KANZLER Елена Никитина. Во-первых, компания сделала ставку на децентрализацию поставок. «Если раньше все товары мы везли через Москву, то теперь у нас появились дополнительные склады в Новосибирске, которые обеспечивают продукцией магазины от Урала до Дальнего Востока. Такое решение позволило нам сократить время на транспортировку товара почти в два раза,— поясняет Елена Никитина.— Во-вторых, пришлось найти новые способы и маршруты доставки: часть морской логистики мы заместили автомобильным транспортом и авиаперевозками. В-третьих, мы наладили сотрудничество с логистическими компаниями внутри страны, которые обеспечивают прямое движение товара в течение сезона из магазина в магазин. Так мы уменьшаем время товара в пути и ускоряем все процессы. Такой подход позволил нам существенно сократить издержки и быть более динамичными. У нас комбинированная доставка: в часть магазинов мы доставляем собственным транспортом, в часть — сторонними транспортными компаниями. За последние годы эта модель не менялась».

Важность транспортного партнера

По словам экспертов, за счет привлечения транспортной компании и изменения способов доставки удается ускорить транспортировку в три раза и существенно улучшить показатели логистики. Поэтому поиск надежных партнеров в лице транспортных компаний — всегда актуальный вопрос для торговых сетей. Как рассказал директор департамента логистики Fix Price Олег Штайнагель, за прошлый год у компании выросла потребность в доставке за счет открытия новых точек в трех регионах. Транспортные компании используются как для внутренней, так и внешней логистики. «С помощью нанятых транспортных компаний мы развозим с распределительных центров товары до наших магазинов. За последние два года на рынок логистики вышло много новых небольших китайских и российских компаний-экспедиторов. При выборе поставщиков мы в первую очередь смотрим на тарифы на доставку и плановые сроки. Что касается изменений, то они произошли в части логистических цепочек. К примеру, после введения санкций мы начали доставлять товары в Петербург в обход европейских портов. То же самое и с портами в Новороссийске и других южных городах: туда доставка из Китая идет через Турцию»,— поясняет Олег Штайнагель.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

В целях определенной экономии ресурсов к логистическим операторам все больше обращаются и поставщики. Из-за растущего спроса транспортные компании постоянно совершенствуют и обновляют сервисы.

«Чтобы ускорить процесс оформления заказа, мы разработали специальную форму для заявки и упростили форму расчета. Предоставляем возможность застраховать груз и сроки доставки. Считаем важным поддерживать постоянную связь с клиентом, поэтому для работы с поставщиками торговых сетей выделена специальная группа менеджеров. Они оперативно решают вопросы, а в случае отказа в приеме груза торговой сетью сообщают поставщику»,— рассказали об опыте в пресс-службе ГК «Деловые Линии».

Опрошенные эксперты уверены, что современный рынок требует все больше гибкости в вопросах логистики от всех участников: торговых сетей, поставщиков, логистических операторов. А тренд на надежную и быструю транспортировку товаров будет только набирать обороты не только в рамках растущего спроса потребителя, но и как преимущество в конкуренции.