ГК «Деловые Линии»

Официальный пресс-центр

Россия и ее партнеры успешно выстроили новые транспортные коридоры


Санкции, вводимые против России (всего их уже более 13,5 тысячи, и сейчас ЕС и США обсуждают необходимость активации 11-го пакета ограничений), сломали сложившиеся логистические цепочки с давними торговыми партнерами. И тем не менее не смогли вогнать нашу экономику в ступор. Мало того, они взбодрили и государство, и бизнес, заставив искать новые рынки сбыта и выстраивать альтернативные пути для экспорта-импорта, укреплять связи с дружественными государствами. В результате сложный прошлый год был закончен во внешней торговле с плюсом в 8 процентов.

Фото: Виталий Аньков / РИА Новости

Российский экспортный центр составил актуальную карту перспективных направлений для сбыта отечественных товаров, куда вошли четыре группы стран. В лидерах, разумеется, наши соседи по СНГ. Вторую строчку также ожидаемо заняли дружественные партнеры из Азии и Ближнего Востока — Китай, Индия, Турция, Египет, Иран и другие. Торговые взаимоотношения с ними в прошлом году значительно окрепли.

К сожалению, ФТС России с 2022 года перестала публиковать статистику внешней торговли РФ по странам, но кое-какие данные удалось найти в других источниках. И прибавку здесь демонстрирует не только КНР, хотя по физическому объему торгового оборота (более 190 миллиардов долларов) Поднебесную не догонит ни одна другая страна. Но вот по темпам роста впереди Индия: внешнеторговый оборот с этой страной увеличился в три раза — с 13 до 39 миллиардов. ОАЭ подросли на 68 процентов — до 9 миллиардов, Турция в два с лишним раза — с 33 до 70 миллиардов, Египет — на треть, до 6 миллиардов, Иран — на 15 процентов, до 4,6 миллиарда долларов.

Сложный 2022 год был закончен во внешней торговле с плюсом в 8 процентов
Крупные логистические холдинги уже начали осваиваться на новых направлениях товарных потоков. Так, ГК «Дело» в 2022 году запустила регулярные маршруты в египетский порт Александрия и израильский порт Ашдод. В марте 2023 года мультимодальный логистический оператор «Рускон» (входит в ГК) добавил в свою маршрутную сеть заход в саудовский порт Джидда.

Группа компаний «Деловые Линии» в этом году опробовала сразу четыре новых маршрута: три морских Бендер-Аббас (Иран) — Астрахань, Джебель-Али (ОАЭ) — Новороссийск и Доха (Катар) — Новороссийск.

За ними подтянутся и другие компании.

«Сейчас мы наблюдаем разворот и государства, и бизнеса в сторону Ближнего Востока, — рассказала «РГ» гендиректор B2B-маркетплейса «Максмарт» Елена Суховей. — Идет перестройка внешнеэкономических связей в сторону усиления сотрудничества с дружественными государствами, к которым относят Индию, Иран, Пакистан, Катар, ОАЭ и др. Иран становится все более значимым партнером, и перспективы развития транзита через Иран, которые обсуждались в последние 15 лет, сейчас начинают реализовываться за счет двустороннего договора между государствами».

«Основной грузопоток из Индии идет транзитом через Иран по международному транспортному коридору «Север-Юг», — продолжает эксперт. — Это важнейший маршрут: он в два раза короче, чем морской через Суэцкий канал. Соответственно, доставка груза осуществляется по более низкой стоимости через основные логистические хабы Ирана — морские порты Бендер-Энзели, Бендер-Аббас и Амирабад».

На повестку дня логично выходит и вопрос усиления МТК «Север-Юг» — мультимодального маршрута от Санкт-Петербурга до порта Мумбаи (Индия) протяженностью 7,2 тысячи километров. Коридор является альтернативой морскому пути, соединяющему Европу, страны Персидского залива и Индийского океана через Суэцкий канал. В районе Каспийского моря коридор расходится на несколько линий: Транскаспийскую (морскую) и сухопутные Западную (через Азербайджан) и Восточную (через Казахстан и Туркмению).

Этот маршрут сложился в начале 1990 годов, но до последнего времени не был для нашей страны приоритетным: поставки по нему были нерегулярными, а закрытие прорех в транспортной инфраструктуре требовало слишком больших вложений при сомнительной перспективе окупаемости. Сейчас статус МТК изменился: он претендует на звание ключевого торгового пути и стратегической магистрали для РФ.

Крупные логистические холдинги уже начали осваиваться на новых направлениях товарных потоков

Часть объектов МТК необходимо еще строить. Евразийский банк развития (ЕАБР) выделяет по коридору «Север-Юг» 102 инвестпроекта общей стоимостью более 38,2 миллиарда долларов. Большинство из них (52) базируются в России и касаются автомобильных дорог, для их модернизации потребуется более 13 миллиардов долларов. В начале мая президент Владимир Путин поручил правительству РФ и Российскому союзу промышленников и предпринимателей (РСПП) принять меры по привлечению средств инвесторов для строительства отдельных объектов коридора «Север-Юг». Пакет предложений должен быть готов к 1 июня.

«МТК «Север-Юг» может стать конкурентноспособной транзитной магистралью, которая способна повлиять на всю мировую логистику, — рассказал «РГ» гендиректор Novelco Григорий Григорьев. — Но пока пропускная способность этого коридора, даже на самых развитых его маршрутах, не готова к существенному росту объемов перевозок. Тем не менее его востребованность увеличивается. Речь идет о перевозке широкой номенклатуры грузов: сырья, текстиля, бытовой техники, оборудования и т.д. Обратная загрузка тоже есть. Например, по железнодорожной восточной ветке есть регулярные отправки для Ирана, а эта страна много продает и перепродает соседям — в Ирак, Афганистан и т.д.».

Эксперт считает, что пока рано говорить о том, что этот коридор — полноценная альтернатива традиционным маршрутам, нужно улучшать всю транспортно-логистическую цепочку. А в Аналитическом центре при правительстве РФ считают, что МТК «Север-Юг» целесообразно развивать на всем протяжении по территории нашей страны. Например, через Екатеринбург с постройкой новых участков железных дорог соединить его с Северным морским путем. В результате появится возможность вывоза грузов из промышленного центра страны (Урала и сопредельных территорий) через СМП в азиатские страны, не ожидая в очереди для проезда по Восточному полигону.