Сбросить груз
- РБК
- Мнение
- 12 декабря 2019
При перевозках «негабарита» клиенты все чаще выбирают отправку в составе сборных грузов.
Объем рынка автоперевозок в России оценивается в 815 млрд рублей и продолжает расти. Драйвером роста сегмента становится интернет-продажи, которые только за прошлый год увеличились на 60%. Эти и другие факторы оказывают влияние на рынок, заставляя операторов менять подход и внедрять новые предложения. Одна из тенденций — сборные отправки негабаритных грузов. На них приходится уже треть LTL-перевозок.
Растущие перевозки
По данным аналитического центра при Правительстве РФ, в 2018 году объем грузоперевозок (тоннаж перевезенных грузов) в России составил 8,3 млрд тонн. Наибольшая доля традиционно приходится на автомобильный транспорт (67,1% в 2018 году). Стоимостной объем коммерческих перевозок автотранспортом составил 815 млрд рублей, что на 7,7% выше уровня 2017 года.
«Росту объемов перевезенных грузов способствовало улучшение общей экономической ситуации, растущий спрос на автотранспортные услуги со стороны крупного ритейла и развитие электронной коммерции», — отмечается в докладе аналитического центра при Правительстве РФ.
Только в 2018 году рынок интернет-торговли вырос на впечатляющие 59% до 1,7 трлн руб. В 2019 году бум дистанционных покупок продолжается: в первом полугодии рост интернет-продаж составил 26%. Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) подчеркивает возросшую активность региональных продавцов из числа малых и средних предприятий, а также популярность некоторых категорий товаров и услуг: например, в России стали больше покупать мебель онлайн — объем таких покупок составил 120 млрд рублей.
Сами, но не только
Около 30% автоперевозок в 2018 году осуществлялось на аутсорсинге, отмечается в докладе аналитического центра при Правительстве РФ. У крупного и среднего бизнеса достаточно сильна привычка пользоваться собственным автопарком, строить или арендовать склады, вкладываться в логистику.
«Первая мебельная фабрика» давно поняла важность логистической составляющей в мебельном бизнесе и уделяет много времени и сил формированию и совершенствованию собственного логистического департамента. Весь комплекс работ по доставке готового изделия от конвейера до покупателя осуществляется собственными силами», — говорит генеральный директор «Первой мебельной фабрики», президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Александр Шестаков. Вместе с тем география продаж производства довольно широка и, чтобы доставить мебель до удаленных регионов, используется логистика бизнес-партнеров (дилеров).
Собственный автопарк позволяет закрыть потребность в перевозках по Пермскому краю и для нужд производства, говорит руководитель отдела снабжения и логистики ПЕРМСНАБСБЫТ Ольга Лебедева, однако в условиях широкой географии поставок без услуг транспортных компаний не обойтись. Доля перевозок сторонним транспортом, по данным Ольги Лебедевой, — 80%, при этом отправки до 1500 кг идут в составе сборного груза.
При расширении географии поставок Кирилл Чистяков, руководитель направления «Транспортная логистика» сети Юлмарт, оценивает соотношение собственной и привлеченной логистики как 80 на 20. Сторонний перевозчик привлекается в случае неплановых перевозок вне графика, при этом обычно заказывается отдельная машина. При заказе такой перевозки издержки на логистику, говорит Кирилл Чистяков, сопоставимы с перевозкой собственными силами: наценка перевозчика примерно равна налоговой нагрузке на зарплату собственного персонала, поскольку остальные затраты при отлаженной работе логистического департамента те же.
Преимущества объединения
Этот факт некоторые компании уже начали использовать для высвобождения средств на развитие: отказ от собственной логистики и соответственно продажа автопарка, прекращение аренды складов, страхования автопарка, его ремонта и обслуживания, оптимизация персонала дают существенный приток средств без привлечения кредитов. В то время как ежемесячные затраты непосредственно на перевозку незначительны.
При этом, как несложно подсчитать, перевозка не отдельно выделенной машиной (FTL), а в составе сборного груза (LTL) обходится существенно дешевле за счет того, что издержки на аренду машины делятся между несколькими грузоотправителями. Такая схема позволяет также избежать ощутимых скачков стоимости перевозки в силу внешних факторов, например, роста цен на топливо. Так, в 2018 году дизель подорожал на 15% и в январе-августе 2019 года на 9,3% (бензин — на 9,4% и на 5,5% соответственно), размер оплаты в рамках системы «Платон» подорожал на 7,4% с середины 2019 года. При перевозке LTL этот рост делится на десятки и сотни отправителей в рамках одной машины.
«Все чаще клиенты отказываются от заказа под нестандартные грузы отдельной машины в пользу LTL-отправлений. По прогнозам аналитиков ГК «Деловые Линии», к концу 2019 года доля перевозок негабаритных грузов может составить 38% от всего грузопотока LTL-перевозок компании», — отметили в пресс-службе ГК «Деловые Линии».
Конкуренция по сегментам
По данным опроса EY по российскому рынку автомобильных грузоперевозок, более половины респондентов отметили искусственное занижение цен со стороны недобросовестных перевозчиков, которые в том числе уделяют недостаточно внимания обслуживанию транспорта, страхованию ответственности и другим показателям качества работы. Однако усилия государства по обелению отрасли приносят результат: правило «обеляйся или уходи с рынка» уже становится безальтернативным. Скорое введение электронной транспортной накладной сделает перевозки полностью прозрачными, а ценовой демпинг, сопровождающий услугу не лучшего качества, уйдет в прошлое, уверены эксперты.
Крупнейшие игроки рынка в рамках конкурентной борьбы за клиентов сегодня делают специальные предложения по сегментам.
«Помимо производств, предприятий добывающей промышленности и машиностроения среди наших клиентов торговые компании, которые перевозят партии товара по России. За последние 3 месяца можно отметить увеличение заказов от малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, что говорит о востребованности услуги при снижении ее стоимости», — прокомментировали в ГК «Деловые Линии».
Специальные нишевые предложения по видам грузов или сегментам клиентов — уже неотъемлемая часть маркетинга логистики, говорят эксперты. «Поле классических «габаритных» грузов высококонкурентно и относительно стандартизовано. При этом перевозчики хотят стандартный беспроблемный груз, условно коробку 40 на 60 см весом 10 кг, с которой нет проблем. А вне этих рамок условно-типового груза уже начинаются нюансы. Поэтому закрытие нетривиальных потребностей — верный ход. И, конечно, значительную роль здесь играет развитие онлайн-торговли, когда люди покупают удаленно уже самые нестандартные с точки зрения габаритов вещи», — комментирует директор по продажам «ЕвроАвто», бизнес-технолог Виталий Новиков.
По мнению аналитиков M.A. Research, на рынке автомобильных грузоперевозок сохранится положительная динамика, несмотря на отмечаемое падение объемов перевезенных грузов на фоне стагнации промышленного производства и строительства, а также сокращения реальных доходов населения. При этом, по оценке M.A. Research, выручка в сегменте сборных грузов будет расти более высокими темпами, чем в целом рынок автомобильных перевозок.
Ссылка на источник: https://spb.plus.rbc.ru/news/5df2435a7a8aa9822073fbe0