ГК «Деловые Линии»

Официальный пресс-центр

Сети повышают требования: как меняется логистика в ретейле


Как импортозамещение и обновление логистических цепочек сказалось на рынке доставки товаров в крупные сети.

Фото: Куликов Сергей/PhotoXPress.ru

 

Оборот розничной торговли в России 2023 году продолжил свой рост и составил 47,4 трлн руб., увеличившись на 6,4% по сравнению с прошлым годом, подсчитали в Росстате. Торговые сети в прошлом году активно открывали новые точки и продолжили обновление ассортимента с акцентом на отечественных производителей. Все это сказалось на логистике: на рынке появились новые игроки, а сама доставка адаптировалась под новые запросы как поставщиков, так и сетей.

Как меняется спрос

Оборот розничной торговли в России стабильно растет последнее десятилетие — с 2012 года он увеличился вдвое с 21,4 трлн руб. до 47,4 трлн руб. по итогам 2023 года, следует из данных Росстата. Весомый вклад в эти показатели вносят торговые сети. По прогнозам агентства Infoline, в 2023 году доля десяти крупнейших торговых сетей на рынке может увеличиться с 38,5% до 41,9% год к году.

Около половины объема рынка приходится на продуктовый ретейл (48% по итогам 2023 года, по подсчетам Росстата). В прошлом году отраслевые эксперты прогнозировали, что к 2025 году объем рынка продуктового ретейла может достигнуть 24 трлн руб., а к 2030 году — 29,5 трлн руб. Однако из-за ускорения инфляции этот уровень может быть достигнут раньше. По данным Retail.ru, крупные игроки ретейла сохраняют темпы роста прошлого года и наращивают экспансию. Самыми динамичными остаются жесткие дискаунтеры, региональные сети отступают и поглощаются, продолжается движение торговых сетей на Восток.

Такие изменения на рынке розничной торговли сказываются и на смежных отраслях, в том числе логистике. Здесь участники рынка отмечают сразу несколько новых тенденций.

«Во-первых, заметен рост спроса на доставку в дискаунтеры (+20% 2023 прирост к 2022, +143% к 2021). Это связано с их расширением по стране и с ростом спроса конечных покупателей на такого рода торговые сети, — отмечает Дмитрий Хрущалев, заместитель генерального директора по развитию ГК «Деловые Линии». — Во-вторых, заметен рост спроса на магазинную доставку. Связано это с тем, что складские мощности торговых сетей иногда испытывают дефицит, и сети ориентируют поставщиков на доставку грузов сразу в магазин, а не на РЦ».

Ассортимент и импортозамещение

Уход иностранных брендов и производителей переориентировал сети на работу с отечественными поставщиками. Например, заметен рост доставки в некоторые строительные сети и сети для ремонта/уюта.

«С начала 2022 года по сегодняшний день наблюдается активное импортозамещение практически всех категории товаров на прилавках торговых сетей», — говорит директор по продажам и маркетингу «Скиф-Карго» Юрий Коробейников.

По оценке ГК «Деловые Линии», больше всего увеличился поток грузов в торговые точки «Светофор», «Детский мир», «Х5», «Тандер» и «Ленту». Также повысился спрос на доставку в магазины парфюмерии «Золотое яблоко» и «Лэтуаль» — за II квартал прошлого года объемы перевозок выросли почти в два раза по отношению к тому же периоду 2022 года, уточнили в пресс-службе компании.

Согласно статистике логистического оператора, чаще всего компании отправляют в торговые сети игрушки, хозяйственные товары, оборудование и рекламную продукцию. Наиболее популярные города-отправители — Москва, Санкт-Петербург, Киров, Новосибирск и Ростов-на-Дону.

Кто и как доставляет товары

Развитие сегмента приводит к появлению как новых поставщиков, так и логистических компаний. «За последние два года на рынок логистики вышло много новых небольших китайских и российских компаний-экспедиторов», — отмечает директор департамента логистики Fix Price Олег Штайнагель.

Выбор типа доставки зависит от ряда факторов: в том числе, от цены, объема и необходимой оперативности, отмечает Альберт Федотов, основатель компании BertToys. «Если нужна срочная доставка в торговую сеть, то альтернатив собственной логистике немного. Если же временной фактор не ограничен, то проще сделать заявку в одну из транспортных компаний. Сейчас мы работаем со всеми основными игроками рынка в этой сфере, и следует отметить, что последнее время наметилась тенденция к повышению цен за услуги логистических организаций», — уточняет он.

О росте цен говорят и сети. «Для нас является актуальным вопрос поиска транспортных компаний для внутренней логистики, и мы видим, что стоимость их услуг растет вслед за ростом стоимости труда экспедиторов, — уточняет Олег Штайнагель. — Мы проводим мониторинг цен на рынке и улучшаем операционные процессы и маршруты, чтобы сэкономить на этих затратах».

В итоге сети выбирают для себя оптимальную модель в зависимости от стратегии компании и условий на рынке. Так, СТД «Петрович» полностью оставляет логистику на своей стороне. «Пик спроса на услугу начинается весной, когда люди едут за город и начинаются стройки, а стихает примерно в октябре-ноябре», — говорит директор транспортной логистики СТД «Петрович» Надежда Степанова.

Fix Price использует комбинированную модель. Сеть управляет 11 распределительными центрами в России, в которые поставщики своими силами доставляют продукцию. «Что касается западных поставщиков, а это в основном китайские производители, то там мы самостоятельно организуем доставку, пользуясь услугами компаний-экспедиторов. Также с помощью нанятых транспортных компаний мы развозим с РЦ товары до наших магазинов», — уточняет Олег Штайнагель.

Опыт бизнеса

Альберт Федотов, основатель компании BertToys, российского бренда детских интерактивных развивающих игрушек:

«Доступность маркетплейсов отражается на поведении покупателей и, как следствие, на логистике в сети, ее доля сокращается. Тем не менее, сети в ближайшей перспективе останутся важным каналом продаж. В нашей нише за последние годы несколько сетей детских товаров ушли с рынка, еще часть — закрыли отдельные точки. Конкретно в нашей компании количество сетей-партнеров выросло за последние 2 года. Нам важно быть там, куда не каждый конкурент решится вкладывать время и силы. Общий тренд скорее обратный: проще начать продавать сразу на маркетплейсе, чем вести серьезные переговоры с сетями. Места на полках ограничены, поэтому торговые сети тщательно выбирают, с кем сотрудничать; у сетей высокие требования к партнерам, в том числе, с точки зрения логистики».

Адаптация рынка

Активизация поставщиков в связи с новыми возможностями нередко сталкивается со сложностями в организации своевременных поставок в сети, которые предъявляют строгие требования к своевременности и качеству и повышают требования к поставщикам. «Сети больше не стремятся пополнять свои запасы с целью обеспечения наличия популярных позиций, а перекладывают своевременную поставку «точно в срок» на своих поставщиков, чтобы не затаривать дорогие складские площади, — уточняет Юрий Коробейников. — При этом требования к своевременности и сокращению сроков никак не отражаются на лояльности к договорным обязательствам. Любое опоздание даже на несколько часов неминуемо приводит к применению штрафных санкций, для акционных товаров такие штрафы могут достигать 100%, и полной отмене самого заказа».

В итоге участники рынка логистики адаптируют свое предложение под новые требования. «Например, чтобы ускорить процесс оформления заказа, мы упростили форму расчета на сайте. А также масштабировали доставку товаров не только в крупные, но и в региональные торговые сети, и строго следим за соблюдением даты и времени поставки», — подчеркнули в пресс-службе «Деловых Линий».

Грузоперевозчики расширяют перечень дополнительных услуг, таких как возврат груза из торговых сетей и возврат сопроводительных документов, чтобы повысить лояльность поставщиков и сетей. В дальнейшем этот процесс продолжится, будет расти доля автоматизированных процессов, чтобы сделать взаимодействие поставщиков и сетей более комфортным.