ГК «Деловые Линии»

Официальный пресс-центр

Скорость — драйвер рынка электронной коммерции


Как изменился рынок доставки на маркетплейсы За последние пять лет спрос на доставку в маркетплейсы значительно трансформировался. Поставщикам приходится адаптироваться к новым требованиям онлайн-платформ, повышая процент локализации своих товаров на региональных складах. Многие селлеры стали сотрудничать сразу с несколькими платформами. В свою очередь, оферты онлайн-магазинов более или менее устоялись и стало проще действовать по их правилам. Главными вызовами для всех участников e-commerce (электронной коммерции) стали удержание маржи, быстрая доставка и удобство организации логистических процессов. Многие транспортные компании вводят дополнительные функционал и сервисы для решения таких задач.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

 

В 2018–2019 годах маркетплейсы занимали сравнительно небольшую часть рынка и, соответственно, доставка была менее востребованным сервисом. «Перед селлерами, выходившими на маркетплейсы, стояла по сути одна задача — разместиться на складе (привезти туда товар, сдать его и поддерживать товарный остаток). Маркетплейс, в свою очередь, занимался комплектацией товаров, организовывал доставку, самостоятельно или через партнеров, причем партнерский канал использовал достаточно активно. К 2024 году доля маркетплейсов на рынке значительно выросла — во многом за счет двух факторов: пандемии и ухода с отечественного рынка части иностранных компаний, предоставлявших рекламные возможности для селлеров. Эту функцию тоже взяли на себя маркетплейсы, и селлеры пошли на крупные торговые онлайн-площадки за новой целевой аудиторией. С переходом у онлайн-продавцов появилось множество новых потребностей: в доставке товаров на склад маркетплейса для последующей комплектации, реализации покупателю, в продвижении и так далее»,— объясняет тенденции коммерческий директор Boxberry Алексей Бездеткин.

Аналитики ГК «Деловые Линии» зафиксировали двукратное увеличение объемов перевозок на маркетплейсы, сравнив периоды с января по декабрь 2022-го и 2023-го годов. По их оценкам, рост был обусловлен не только активным развитием рынка электронной коммерции, но и повышением качества услуг.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

 

Об увеличении объемов грузоперевозок в сегменте маркетплейсов на 150% сообщил Алексей Егоров, cооснователь и главный методолог сервиса расширенной аналитики для управления товарным бизнесом на маркетплейсах JVO, резидент фонда «Сколково». По словам спикера, в 2023 году онлайн-платформы, приучив к себе жителей столичных регионов — Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга, начали активную экспансию внутрь страны: количество заказов увеличилось во всех городах-миллионниках от 44% до 96% в зависимости от региона. Покупка «Магнитом» Kazan Express диктовалась в том числе развитыми логистическими возможностями e-com площадки: более 500 точек в 120 городах России.

По данным ГК «Деловые Линии», в топ-5 городов отправителей сегодня входят Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Краснодар.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

«Традиционно высоким спросом у российских селлеров пользуется доставка из Казахстана из-за наличия в стране логистических центров Wildberries и Ozon: рост почти в четыре раза. Мы также заметили, что и продавцов из Казахстана на российских площадках стало почти в пять раз больше по сравнению с 2022 годом. Также расширяется география партнеров в странах ЕАЭС, и в частности в Республике Беларусь»,— комментирует Алексей Егоров.

В 2024 году ожидается еще большее увеличение спроса на онлайн-продажи, уверен доцент Финансового университета при Правительстве РФ Петр Щербаченко, и это потребует более эффективных и инновационных решений в области логистики. «Вызовы будут связаны с увеличением объемов заказов, необходимостью сокращения сроков доставки и поддержанием конкурентоспособности»,— говорит эксперт.

По новым алгоритмам

Как считает Константин Канивец, СЕО сервиса «Точка Маркетплейсы», продавцы переходят на модель FBO, подразумевающую хранение на складах маркетплейсов. Это обусловлено финансовыми мотивами: распределение товаров по региональным складам снижает стоимость логистики, сокращает сроки доставки и поднимает карточки товаров в поисковой выдаче. «Однако повышение комиссий и тарифов на логистику со стороны маркетплейсов, которое произошло в прошлом году, а также рост рекламных товаров в поисковой выдаче привели к снижению маржинальности для продавцов. По данным «Точка Маркетплейсы», для некоторых поставщиков — с 50% до 35%. Поэтому главная потребность селлеров для сохранения прибыли сейчас — это удержание маржи в условиях борьбы за место в выдаче, оптимальной ценой закупки товара, ростом цены логистики и комиссии, затратами на рекламу»,— комментирует Константин Канивец.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Если до 2023 года алгоритмы Wildberries и Ozon в основном были заточены под контент карточек товара, то теперь 40% ранжирования селлера в поисковой выдаче зависит от его логистики, отмечает Алексей Егоров. Он пояснил для сравнения: в прошлом году средний срок доставки заказов составлял 2–3 дня, что на 15% меньше по сравнению с 2022 годом. В этом году маркетплейсы будут еще больше сокращать время доставки — от одного дня до нескольких часов — через открытие новых ПВЗ, сортировочных центров и складов в регионах, партнерства с логистическими компаниями и курьерскими службами.

Взять объемом

Сами селлеры отмечают динамично растущий спрос среди потребителей товаров в разных категориях. «Некоторые ранее не популярные товары выходят в топ, в том числе из-за демпинга цен. Селлеры постоянно принимают участие в различных распродажах на маркетплейсах, устраивают собственные акции для привлечения клиентов. Покупатели, как правило, выбирают магазин с наиболее привлекательными ценами или уникальными товарами. Поэтому селлеры вынуждены предлагать пользователям маркетплейсов новые категории товаров»,— рассказывает Евгений Коваленко, основатель обойной фабрики Verol, входящей в топ на Wildberries и OZON в категории обоев, интерьерных наклеек: «То, что раньше можно было купить только в офлайн-магазинах, сегодня широко представлено на маркетплейсах. Например, товары для ремонта и строительства, мебель и многие другие крупногабаритные товары. Соответственно, потребности селлеров видоизменились — маркетплейсы вынуждены расширять автопарк и выделять все больше места на своих складах для таких товаров».

Участники рынка говорят о большом спросе в части доставок крупногабаритных грузов: шины, мебель, сантехника, спортивные товары, электротехника, товары для ремонта и уюта, бассейны, лодки и прочее. Безусловно, в топе остаются косметика, одежда, игрушки, однако их покупатели начинают приобретать не единичными, а большими партиями для коллективных подарков, иных нужд и из-за более низкого ценника. Кроме того, чтобы сохранять конкурентоспособность, селлеры вынуждены выходить на несколько площадок.

Круглосуточный диалог

Работая в партнерстве с логистическими компаниями, селлеры выставляют определенные требования к сервису. На первом месте — оперативная связь в мессенджерах (Telegram, WhatsApp, «ВКонтакте» и Viber), а не в привычных для транспортных компаний каналах, таких как прозвон или электронная почта. По данным ГК «Деловые Линии», число обращений через мессенджеры ежемесячно растет в среднем на 10%.

«Средняя скорость ответа составляет три минуты. А в целом по сравнению с показателем сентября 2023-го количество диалогов в мессенджерах выросло на 26%»,— подчеркнули в ГК.

Кроме того, актуальными стали дополнительные услуги, такие как маркировка коробов, формирование монопалеты, наличие персонального менеджера для поставщика маркетплейса по подписке. Например, «Деловые Линии» откликнулись на эту потребность и внесли данные услуги в сервис. Также в ГК заметили, что востребована услуга возвратной логистики.

«За девять месяцев 2023 число пользователей услуги возвратной логистики выросло на 60%, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года. А объем заказов по возврату партий товаров из Ozon и «Яндекс.Маркета» по отношению к 2022 году увеличился почти в три раза. Поэтому мы развиваем услугу возвратной логистики наравне с другими сервисами и делаем ее удобнее для поставщиков»,— рассказали в пресс-службе «Деловых Линий».

Среди причин возврата — нереализованный за сезон ассортимент, наличие брака или избыточная отгрузка. В таких случаях груз оперативно забирается со склада, перенаправляется в другие точки сбыта или доставляется на склад клиента или на терминал.

Таким образом, в условиях новых вызовов для участников рынка e-commerce сотрудничество с транспортными компаниями, берущими на себя решение множества задач маркетплейсов, позволяет им не только повысить результативность и снизить риски отказа при приемке товаров, но также оптимизировать работу и сократить издержки.