ГК «Деловые Линии»

Официальный пресс-центр

Трансформация неизбежна: онлайн-торговля поменяла рынок грузоперевозок


Рост маркетплейсов на фоне изменений внешних условий и структуры потребительского спроса внёс свои коррективы в логистику и взаимоотношения игроков рынка. Как это отразилось на транспортных компаниях и что теперь стоит учитывать при работе с ними.

Автор фото: Валерий Шарифулин

 

Согласно информации Data Insight, к концу этого года объём продаж на рынке e-commerce может вырасти на 30%, до 7,4 трлн рублей, а количество выполненных заказов достигнуть 4,6 млрд. При этом увеличение доли ключевых игроков в части онлайн-продаж в 2023 году составит более 50%.

Цепная реакция

О положительной динамике говорят цифры, предоставленные самими маркетплейсами. Например, по итогам III квартала 2023 года оборот Ozon (GMV), включая услуги, вырос на 140% год к году до 451 млрд рублей. При этом более 75% оборота компании — это продажи в регионах. «Мы активно расширяем логистическую инфраструктуру, чтобы обеспечивать покупателям в разных уголках страны быструю доставку миллионов товаров. С начала 2023 года площадь складских комплексов, находящихся в нашем управлении, выросла на 70% и превысила 2 млн м2, а число пунктов выдачи увеличилось более чем в 2 раза», — сообщили в пресс-службе Ozon.

Это, в свою очередь, оказало влияние на грузооборот.

Так, по данным ГК «Деловые Линии«, число доставок грузов для маркетплейсов превысило показатели прошлого года на 104%. И это как раз благодаря бурному развитию электронной коммерции. Как отметили в компании, ранее селлеры выбирали один склад в своём регионе или округе, а теперь отправляют грузы сразу по 3–5 адресам в разных субъектах РФ. Это помогает минимизировать сроки доставки до конечного получателя.

Как следствие, увеличивается нагрузка на складские комплексы. Это подтвердили в консалтинговой компании NF Group, по информации которой объём спроса на такие площади со стороны логистических операторов в России только за девять месяцев текущего года составил 581 тыс. м2, что превышает показатель за весь 2022-й на 27%. Загрузка же их увеличилась с конца сентября прошлого года до 94%, вернувшись к значениям досанкционного периода. Причём 2/3 от всего спроса приходится именно на логистику для онлайн-торговли.

 

Ассортимент всё больше

Привычка выбирать и покупать товар, не выходя из дома, настолько укрепилась в сознании населения, что в последнее время всё чаще ассортимент стал выходить за пределы привычных «мелочей». Как видно из исследований Data Insight, основными категориями, в которых продают селлеры на том же Ozon, остаются «Товары для дома» (54%), «Одежда, обувь и аксессуары» (37%), «Красота и здоровье» (23%). Но всё чаще транспортным компаниям приходится доставлять до пунктов выдачи крупногабаритные грузы: технику, мебель, автозапчасти.

Представители наиболее известных маркетплейсов сошлись во мнении, что теперь в ТОП заказов помимо косметики, одежды, игрушек в оборот попадают также спортивный инвентарь, товары для ремонта и уюта, мебель, бассейны, лодки, шины.

Подобная трансформация на рынке грузоперевозок, по словам исполнительного директора мебельной компании «НОНТОН» Петра Ардеева, сегодня происходит благодаря тому, что онлайн магазины дали производителям и поставщикам разнообразной продукции, в том числе и мебели, простой способ выйти в онлайн-ретейл.

«Конечно, большую долю рынка заняли федеральные игроки. Часть из них имеет свою логистику и транспорт, кто-то сотрудничает с крупными транспортными компаниями, остальные прибегают к услугам самих онлайн-площадок. Причём спрос на поставку крупногабаритных товаров можно наблюдать как в сегменте магистральных перевозок, так и «на последней миле» доставки», — отметил эксперт.

Особенности работы

Однако, как показывает опыт компании НОНТОН, не все перевозчики готовы предоставить продавцам комфортные условия для работы с «неформатом».

«Поэтому мы развиваем собственную логистическую сеть. Внедряем собственные разработки, формируем автопарк и имеем свои регламенты работы для наших партнёров-перевозчиков. Это позволяет сохранить качество товара при транспортировке, что является нашим преимуществом перед конкурентами», — рассказал Пётр Ардеев.

Действительно, для селлеров очень важно соблюдение ряда условий на всех этапах доставки продукции до конечного потребителя. В частности, это скорость, начиная от коммуникации с транспортной компанией и оформления заявки заканчивая процессом транспортировки.

В связи с этим, например, в ГК «Деловые Линии» начали тестировать новые форматы выделенной линии поддержки в Telegram, WhatsApp, ВКонтакте. Таким образом, поставщик может выбрать удобный для него вид связи и общаться в режиме 24/7: онлайн на сайте, по телефону или в мессенджере. Кроме того, упростилась специализированная форма заказа для поставщиков, и теперь весь процесс формирования заявки составляет не более двух минут.

В постоянно меняющихся экономических и внешнеполитических условиях транспортным компаниям приходится быть гибкими и оперативно реагировать на веяния времени. Они постоянно разрабатывают новые логистические маршруты, расширяют географию поставок, перечень сопутствующих услуг. Так, актуальными стали маркировка коробов, формирование монопалеты, персональный менеджер для поставщика маркетплейса по подписке.

«Также активно развивается возвратная логистика — перевозка товаров со склада торговой площадки обратно поставщику. Причины здесь могут быть разными: ассортимент не успел реализоваться за сезон, выявлен брак, отгрузили больше, чем было необходимо. В этом случае мы оперативно забираем груз со склада маркетплейса, перенаправляем его в другие точки сбыта, доставляем на склад клиента или на наш терминал», — отметил Дмитрий Хрущалев.

Неудивительно, что в большинстве случаев для поставщиков маркетплейсов сотрудничество с транспортными компаниями становится надёжным инструментом по оптимизации работы и сокращению издержек. Ведь площадки электронной торговли каждый день обрабатывают и доставляют несколько миллионов заказов по всей стране. Им, как и селлерам, важно взаимодействовать с надёжным транспортным партнёром, который многие моменты продумывает заранее, чтобы максимально упросить совместную работу, повысить её результативность и снизить риски отказа в приёмке товаров.