ГК «Деловые Линии»

Официальный пресс-центр

Тренды логистики для электронной коммерции 2023


Селлеры делают ставку на сотрудничество с транспортными компаниями В этом году российские логистические компании среди тенденций отмечают бум электронной коммерции и двукратный рост объемов перевозок для сегмента электронной коммерции. Львиную долю занимает доставка в крупные маркетплейсы. При этом конкуренция среди селлеров усиливается, многие используют несколько каналов продаж в попытках расширить круг потребителей. А клиенты стали проявлять себя экономней и рациональней в покупках. Поставщиков же заботит скорость обработки и доставки заказов, и сотрудничество с транспортными компаниями становится надежным инструментом сокращения издержек.

Фото: Коммерсантъ / Евгений Павленко

Российская электронная коммерция в 2023 году показывает прирост 23% по сравнению с предыдущим годом, но все еще отстает по уровню онлайн-торговли от других стран, что говорит о потенциале для дальнейшего роста. Такую тенденцию обозначают различные аналитики. По данным агентства Data Insight, самый большой рост на рынке электронной коммерции в первом полугодии 2023 года показали крупные универсальные маркетплейсы, в основном Wildberries и Ozon (их доля в июне — июле составила 77% от всего количества заказов на электронных площадках). Согласно маркетинговому исследованию агентства, в 2022 году доставлено более 2,5 млрд отправлений, что на 56% больше от года к году, а рост во втором квартале 2023 года относительно того же периода 2022-го — 93%.

«Сейчас доля маркетплейсов на рынке сильно растет, и в отличие от рынка онлайн-продаж материальных товаров (темпы чуть выше 40%) в третьем квартале увеличилась примерно до 50%. А Wildberries и Ozon в третьем квартале ускорились до 140%, у „Мегамаркета” вообще кратный рост. Логично предположить, что объем перевозок на распределительные сортировочные центры увеличивается»,— подчеркивает тренд гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров.

Впрочем, тенденцию на себе ощутили и логистические компании. Так, аналитики ГК «Деловые Линии» подсчитали, что число доставок грузов для маркетплейсов в 2023 году увеличилось на 104% по сравнению с прошлым годом.

«Год назад общая доля электронной коммерции составляла примерно 15% от общего ритейла. В Китае эта цифра составляет около 30%. Популярность онлайн-торговли растет, особенно в регионах. Это видно по сокращению доли Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга в общих продажах. Поэтому последние несколько лет крупные игроки активно инвестировали в развитие своей логистической инфраструктуры в регионах. Это также было стимулом для развития региональных партнерств. При этом при росте общих объемов средний чек практически не изменился, а по продуктовой группе даже снизился: люди стали заказывать меньше, но чаще»,— замечает Дмитрий Завьялов, заведующий кафедрой предпринимательства и логистики РЭУ имени Плеханова.

Трансформация потребительских привычек

Эксперты выделяют несколько трендов в потребительских предпочтениях онлайн-покупателей. Люди стараются экономить на покупках, поэтому популярны распродажи («черная» пятница, рождественские распродажи и пр.). Рост онлайн-трафика, безусловно, дает FMCG продукция — еда, средства гигиены и прочее, но при этом постепенно меняется топ товаров. Если раньше самыми ходовыми были предметы домашнего обихода, красоты и все, что входит в понятие малогабаритных грузов, то сейчас акцент на крупногабаритные товары (для ремонта и уюта, мебель, бассейны, лодки, шины).

По словам Дмитрия Завьялова, потребитель стал чувствителен к цене, но при этом очень требователен к сервису. Это ведет к росту издержек и для компаний, и для поставщиков. Отсюда потребность в оптимизации маршрутов, процессов, расширении спектра услуг.

Оптимизация и скорость

Из-за растущих объемов и новых предпочтений потребителей меняется стратегия поведения селлеров и интернет-магазинов. Ранее селлеры выбирали один склад в своем регионе или округе, а теперь отправляют грузы сразу на три-пять терминалов по разным регионам, чтобы минимизировать сроки доставки до конечного получателя.

И здесь эксперты коммерческой недвижимости прослеживают логическую цепочку: рост электронной торговли потянул за собой увеличение числа складских комплексов. По данным аналитиков IBC Real Estate, объем купленных и арендованных в первом полугодии 2023 года площадей складской недвижимости по всей России составил 2,7 млн кв. м, что уже на 8% больше, чем за весь 2022 год. Основная доля спроса пришлась на Московский регион (52%) и Санкт-Петербург с Ленинградской областью (19%).

Учитывая новые реалии, транспортные компании обновили логистические схемы и расширили перечень услуг. «Сейчас для клиентов важна не только скорость доставки, но и оперативность оформления заказа. Поэтому мы упростили форму заявки для поставщиков: теперь оформление доставки занимает всего одну-две минуты»,— прокомментировали в ГК «Деловые Линии».

Помимо стандартных каналов связи, компании тестируют новый формат выделенной линии поддержки в Telegram, WhatsApp, «ВКонтакте». Это продиктовано потребностью селлеров. Активно развивается возвратная логистика — перевозка товаров со склада торговой площадки обратно поставщику. «Причины возврата товара могут быть разными: ассортимент не успел реализоваться за сезон, выявлен брак, отгрузили больше, чем было необходимо. В этом случае мы оперативно забираем груз со склада, перенаправляем его в другие точки сбыта или доставляем на склад клиента или на наш терминал»,— поясняют в ГК.

Трансграничное партнерство

С начала года наблюдается тенденция к увеличению роли регионов в сфере электронной коммерции, отмечает президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов: «И дело здесь не только в привычках россиян, возможности быстро находить нужный товар и сравнивать цены, которые обеспечивает интернет-торговля. Сами компании онлайн-ритейла все активнее осваивают регионы: по всей России строятся новые логистические объекты (их общая площадь за три года увеличилась больше чем в три раза), создаются новые рабочие места, улучшается качество сервиса – эта активность также напрямую влияет на предпочтения россиян»,— комментирует Артем Соколов.

Кроме того, география расширяется и появляются новые поставщики из стран Азии.

«Продавцы в России ищут новых партнеров в странах ЕАЭС, в том числе в Казахстане. С другой стороны, казахские поставщики расширяют географию своих продаж, и мы помогаем бизнесу двух стран достичь своих целей. Если сравнивать с прошлым годом, то спрос на перевозку грузов из Казахстана на склады маркетплейсов России увеличился на 192%, и на 3% в обратном направлении»,— отметили в пресс-службе «Деловых Линий».

При этом доля трансграничной торговли в общем объеме интернет-продаж еще невелика и составляет 2,8%, согласно данным АКИТ.

Будущее за сотрудничеством

На ближайшие годы драйверами развития рынка транспортно-логистических услуг станут: импортозамещение, сегмент электронной коммерции, инвестпроекты, в том числе инфраструктурные, сокращение компаниями непрофильных активов и повышение спроса на аутсорсинг логистических услуг. К таким выводам пришли аналитики ежегодного исследования рынка логистического аутсорсинга от M.A. Research, которое приводит портал «Логирус».

Уже сейчас все больше поставщиков маркетплейсов начинают сотрудничать с транспортными компаниями, подтверждает Михаил Бурмистров. С одной стороны, транспортные компании являются инструментом по сокращению издержек. Главное — селлеру нужно правильно выбирать транспортного партнера, чьи мощности смогут выдержать возросший грузопоток. Передача логистики на аутсорс позволит не только быстро реагировать на изменения, но также масштабировать производство и снизить риски отказа в приемке товаров. С другой стороны, в сегменте становится острой проблема кадров: трудно найти курьеров и водителей, а крупные транспортные компании оказываются способными более рационально использовать потенциал.