ГК «Деловые Линии»

Официальный пресс-центр

Цифровая трансформация логистики – как фактор успеха в условиях изменений и неопределенности


В условиях пандемии цифровизация фактически стала условием жизни бизнеса.

Сегодня требуется не просто быть в тренде, используя передовые технологии, но и быть готовыми к тому, что экономическая модель может поменяться и придется работать в совершенно иных условиях, причем, когда на адаптацию отведены считанные дни. Именно этому научил 2020-й год.

– Нам помог ранее созданный технологический задел, – отметил генеральный директор ГК «Деловые Линии» Фарид Мадани. – Имеющаяся база позволила оперативно ввести опции для дистанционного обслуживания клиентов в период ограничений из-за пандемии, а также перевести сотрудников на удаленную работу без потерь во взаимодействии подразделений. Сейчас мы используем передовые IT-решения на всех этапах оказания услуги доставки, с момента обращения клиента и до передачи груза на «последней миле». Многие из этих решений работают не один год.

Как отметил Фарид Мадани, к примеру, компания давно применяет автоматизированные системы управления транспортом и складом TMS и WMS, ведет аналитику на массивах BigData, применяет искусственный интеллект. Между тем, пандемия ускорила внедрение новых проектов, реализация которых планировалась на перспективу, в течение 3-5 лет. Это касается как внутренних процессов компании, так и взаимодействия с клиентами.  Таким образом, автоматизировано более 60% операций, связанных с логистикой. В их числе – планирование рейсов для водителей, информирование клиентов о статусах доставки, подтверждение заказа и управление перевозкой в режиме онлайн. Внедрено удаленное управление доставкой, которое позволило менеджерам по логистике без потерь в качестве справляться с повышенным потоком заявок. На дистанционную работу был оперативно переведен контакт-центр.

– Если говорить о клиентском сервисе, мы в дополнение к имевшимся ранее опциям внедрили возможность отслеживать движение автомобиля на карте, добавили к функционалу видеозвонки личному менеджеру и анализ персональной отчетности по сохранности грузов и срокам перевозки, – подчеркнул Фарид Мадани. – Что касается практических инноваций в логистике, мы отталкиваемся от текущих реалий и в основном развиваем те технологии, которые в течение 3-4 месяцев после внедрения могут показать эффективность. К примеру, «беспилотники» или грузовые дроны, потенциально интересны, но в отдаленной перспективе.

В ГК «Деловые Линии» прекрасно понимают, что со временем цифровая гонка будет только расти. Согласно аналитике Ericsson, более 60% логистических компаний в ближайшие пять лет внедрят и будут использовать Big Data и искусственный интеллект для доставки товаров еще до поступления заказов, то есть на этапах прогнозирования спроса и формирования складских запасов. Соответствующий опрос был проведен среди 2 тыс. зарубежных компаний. В России же этой логике «Деловые Линии» следуют уже сейчас. Компания не только имеет собственные разработки, но и предлагает их корпоративным клиентам. В «Деловых Линиях» предпочитают платформенные решения на основе алгоритмов. В качестве одного из основных инструментов для принятия бизнес-решений компания использует метод имитационного моделирования. То есть, проверяет гипотезу на цифровом двойнике, что экономически гораздо выгоднее, чем в реальной жизни.

– Мне очень нравится фраза: логистика – это новая нефть, – отметил Фарид Мадани. – Согласно недавнему исследованию McKinsey, инвестиции в логистические стартапы в 2019 году составили почти 30 млрд долларов. Полагаю, что в 2020 году эта цифра будет существенно выше, что вполне обоснованно. Современные решения помогают крупным игрокам увеличить маржинальность бизнеса до 10% и более. На примере ГК «Деловые Линии» по отдельным направлениям расходы сокращены на 30-40%, временные издержки – до 50%.

Между тем, по мнению Фарида Мадани,  в погоне за внутренней оптимизацией нельзя забывать о клиенте, который стал гораздо более требовательным по всем параметрам. Опция доставки обрастает массой «фишек». Применительно к корпоративным клиентам, считает генеральный директор ГК «Деловые Линии», цифровизация специализированных логистических компаний открывает огромные перспективы. С учетом именно технологического отрыва профильных игроков бизнесу выгодно передавать доставку на аутсорсинг.

– Если говорить о цифровизации отрасли «сверху», то стоит отметить электронную транспортную накладную и электронный путевой лист, – подчеркнул Фарид Мадани. – Помимо очевидного удобства, это хороший резерв для снижения себестоимости услуги перевозки. Как пример, снижение до 5% холостых прогонов, которые осуществляются при заездах в АТП для сдачи путевой и перевозочной документации. В качестве глобальной идеи также отмечу переход на экосистемы, которые могут значительно повысить безопасность на дороге. Это, в частности, государственные инфраструктурные проекты «Умный город» и «Безопасные и качественные автомобильные дороги».